Осторожно, трафик закрывается

Если депутатская идея осуществится, в России могут остаться только агрегаторы бумажных изданий/ М. Стулов/ Ведомости

Если новостные агрегаторы в интернете перестанут работать, то трафик и доходы сайтов СМИ пострадают, по крайней мере в краткосрочной перспективе, – такое мнение высказали представители изданий, опрошенные «Ведомостями». Под риском закрытия оказались такие сервисы, как «Яндекс.Новости», Google News, «Рамблер.Новости» и др., собирающие и публикующие новостные сюжеты с сайтов СМИ. В четверг депутаты Алексей Казаков («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ) внесли в Госдуму законопроект, который ставит под угрозу работу таких сервисов (см. врез).

Если на новостные агрегаторы возложат обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет, говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова: он собирает информацию из СМИ автоматически и не может проверять ее законность и достоверность. То же самое говорит представитель Google про его агрегатор Google News: это полностью автоматизированный сервис, который работает на основе алгоритма без какого-либо редакторского участия.

Опрошенные «Ведомостями» представители СМИ говорят, что большая часть трафика на сайты изданий поступает из «Яндекс.Новостей». По словам Мелкумовой, «Яндекс.Новости» ежедневно обеспечивают онлайн-СМИ 6,5 млн просмотров.

Что предлагают депутаты

Проект поправок к закону «Об информации» и к Кодексу об административных правонарушениях делает владельцев агрегаторов ответственными за опубликованную информацию, даже если та взята с сайта СМИ. Также депутаты предлагают запретить иностранцам владеть более 20% в компаниях, управляющих агрегаторами. Если надзорные органы уличат агрегатор в распространении недостоверной информации или если окажется, что более 20% его акций в руках иностранцев, то его владельца ждет штраф до 5 млн руб.

Онлайн-проектам «Коммерсанта» переходы с «Яндекс.Новостей» обеспечили в прошлом году около 25% всего трафика, 5–7% пришлось на Google News и 2–3% – на агрегатор новостей Mail.ru, рассказал председатель совета директоров ИД «Коммерсантъ» Владимир Желонкин. У сайтов изданий ИД «Комсомольская правда» существенная доля интернет-трафика приходится на новостные агрегаторы и возможное закрытие последних серьезно снизит рекламные доходы, говорит гендиректор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Переходы с агрегаторов дают сайтам «Комсомольской правды» 20–25% трафика, отмечает он: 15–20% идет с «Яндекс.Новостей», около 5% – с Google News, с другими агрегаторами издательский дом не сотрудничает.

«Новостные агрегаторы дают нам примерно четверть посещений, львиная доля трафика приходится на «Яндекс.Новости», – рассказывает шеф-редактор сайта Vedomosti.ru Екатерина Дербилова. «Большая часть аудитории, приходящей из агрегаторов, читает нас и из других источников – из социальных сетей, заходит на сайт напрямую и др., так что нельзя говорить, что при закрытии агрегаторов трафик резко упадет и не восстановится – пользователь найдет другой путь, – уверена она. – Другое дело, что агрегаторы – удобная точка входа для читателей и не хотелось бы ее терять».

Новостные агрегаторы обеспечивают 25–30% трафика на сайт телеканала «Дождь», большая часть – до 25% – приходится на «Яндекс.Новости», говорит представитель «Дождя». «Если агрегаторы отключат, мы значительно просядем и по просмотрам, и по уникальным посетителям, что приведет к потерям от продажи рекламы на сайте, – ожидает он. – Хотя у нас есть подписка и мы диверсифицируем источники трафика: развиваем социальные сети, ищем новых партнеров».

У информационных агентств трафик из новостных агрегаторов очень велик, большинство посетителей приходят на сайт именно с этих сервисов, признается директор по стратегическому развитию агентства ТАСС Наталия Акафьева. Принятие законопроекта плохо скажется на трафике агентств, не сомневается она. У другого принадлежащего государству агентства – МИА «Россия сегодня» трафик из новостных агрегаторов составил в январе примерно 50% от общего, говорит его представитель. У Lifenews – 20–25%, сказал «Ведомостям» главный редактор «Известий» Александр Потапов, а вот у самих «Известий» доля трафика от агрегаторов – около 70%. На «Лента.ру» агрегаторы приводят 10% трафика, говорит представитель Rambler & Co (владелец «Лента.ру») Софья Иванова, причем доля агрегатора Mail.ru незначительна, а доля Google News выше, чем «Яндекс.Новостей».

Все последние попытки государства регулировать СМИ ведут к уничтожению остатков частного рынка в этой сфере и практически полному огосударствлению источников информации, а теперь, возможно, и ее дистрибуторов, говорит Сунгоркин. Руководитель крупного издательского дома называет новый законопроект безумием: «Проблема даже не в потерях трафика СМИ. Я не понимаю, зачем рушить эти сервисы, этот рынок. Никакой угрозы национальной безопасности, как бы ее ни понимать, они точно не представляют. Более того, наши интернет-компании – одни из немногих российских компаний, которые на равных конкурируют с крупнейшими американскими корпорациями. Какой смысл эту отрасль душить?»

Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в четверг высказал мнение, что идея приравнять агрегаторы к СМИ требует тщательной проработки. Минкомсвязи инициатива не нравится, заявил замминистра Алексей Волин (цитаты по «Интерфаксу»).