«Матч» не даст ролики

Компания намерена увеличить посещаемость сайта «Матч ТВ»/ Е. Разумный / Ведомости

Телекомпания «НТВ-плюс» разослала предупреждения российским интернет-сайтам, что они больше не могут показывать принадлежащие ей видеоролики самых интересных моментов спортивных состязаний (так называемые хайлайты), рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких спортивных ресурсов.

Речь идет о хайлайтах тех состязаний, на трансляцию которых есть эксклюзивные права у самой «НТВ-плюс» или у другой компании из холдинга «Газпром-медиа». Прежде всего это футбольные матчи российских и зарубежных чемпионатов. Такие ролики очень популярны у любителей спорта, они собирали десятки миллионов просмотров в месяц, знает один из собеседников «Ведомостей». Теперь хайлайты будут доступны только на сайтах «Матч ТВ» и Sportbox, входящих в субхолдинг «Матч» в составе «Газпром-медиа».

Гендиректор «НТВ-плюс» Михаил Демин подтвердил «Ведомостям», что компания разослала такие предупреждения сайтам, включая такие крупнейшие спортивные площадки рунета, как Championat.com, Sports.ru, «Спорт-экспресс» и «Советский спорт». Договоры со всеми ними будут разорваны, сообщил Демин, но объяснять причины такого решения не стал.

Представительница «Газпром-медиа» Ирина Осадчая объяснила «Ведомостям», что «Матч» (см. врез) инвестирует в приобретение прав на международные спортивные трансляции значительные средства, которые к тому же часто номинированы в валюте. Компания, естественно, стремится к окупаемости затрат, продолжила она, поэтому было принято стратегическое решение изменить модель монетизации цифрового спортивного контента с учетом его справедливой стоимости. «Матч» готов и дальше работать с партнерами по рынку, утверждает Осадчая, и в ближайшее время предложит им новые условия сотрудничества.

Представитель Championat.com от комментариев отказался. Совладелец Sports.ru Дмитрий Навоша сообщил «Ведомостям», что этот сайт действительно остался без хайлайтов от «НТВ-плюс». Прекращение сотрудничества с «НТВ-плюс» подтвердил и сотрудник другого крупного спортивного сайта.

Сейчас «Матч» и «НТВ-плюс» владеют подавляющим большинством прав на трансляцию спортивных состязаний в России, в том числе правами на их интернет-показ. Спортивные сайты чаще всего сами не транслируют состязания целиком (если это не интернет-ресурсы самих телекомпаний), а используют в новостях именно хайлайты.

Более 70% просмотров хайлайтов, созданных «НТВ-плюс», приходится на сайты, которые не принадлежат «Газпром-медиа», знает один из собеседников «Ведомостей».

«Газпром-медиа» решил отдать все хайлайты «Матчу» для того, чтобы увеличить аудиторию Matchtv.ru, настаивают собеседники «Ведомостей». По сравнению с крупнейшими спортивными ресурсами рунета позиции этого сайта остаются слабыми, говорит один из них. По данным TNS (июль текущего года; жители всей России в возрасте от 12 до 64 лет), сайт Championat.com в среднем в месяц посещают 4 млн человек, сайт «Спорт-экспресс» – 2,7 млн, а сайт «Матч ТВ» – всего 1,1 млн человек.

Главный правообладатель

Телекомпания «Матч» владеет одноименным эфирным каналом, несколькими кабельными спортивными каналами и интернет-ресурсами. «Матч» начал работу в ноябре прошлого года – тогда «Газпром-медиа» выкупил у ВГТРК за 9,3 млрд руб. частоту телеканала «Россия 2», чтобы запустить на ней общенациональный общедоступный канал о спорте и здоровом образе жизни. «Россия 2» запускалась тоже как канал о спорте.

Это решение обойдется «Газпром-медиа» в сотни миллионов рублей в год: холдинг зарабатывал на дистрибуции хайлайтов на чужих ресурсах, утверждают два собеседника «Ведомостей» – в роликах селлер холдинга Gazprom Media Digital (GPMD) продавал видеорекламу и спонсорство, частью доходов от которых делился с сайтами.

Количество просмотров хайлайтов и, соответственно, доходы от них сильно зависят от того, идут ли в это время крупные соревнования или нет, есть ли в этом году Олимпиада или нет, знает один из собеседников «Ведомостей».

Возможно, со временем просмотров хайлайтов на «Матч ТВ» станет больше, но уже сейчас холдинг потеряет огромное количество просмотров на чужих сайтах, рассуждают собеседники «Ведомостей».

Сотрудники всех опрошенных «Ведомостями» спортивных сайтов уверены, что «Матч ТВ» в итоге не сможет привлечь большую дополнительную аудиторию за счет эксклюзивного показа хайлайтов: «Пользователи ходят на наши ресурсы за самым разным контентом, отнюдь не только за видеороликами». Сотрудники спортивных сайтов расстроены, что «Газпром-медиа» так использует свое монопольное положение на рынке спортивных трансляций.

Двое из собеседников «Ведомостей» уверены, что в результате такого решения уровень пиратства в спортивном видеоконтенте резко вырастет.

А Навоша напомнил «Ведомостям», что при запуске «Матч ТВ» гендиректор «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко утверждал, что главная цель этого проекта – популяризация спорта, обеспечение ему максимальной аудитории. Навоша даже процитировал выступление Чернышенко на церемонии запуска «Матч ТВ»: «У нас нет цели эксклюзивного приобретения прав. Хотя в силу отсутствия интереса других площадок 90% эксклюзива у нас. Но мы не держимся за этот эксклюзив и готовы им делиться. Наша тактика – распространять спортивный контент как можно шире».