Huawei стал третьим

Huawei стал российским лидером среди китайских брендов смартфонов/ М. Стулов/ Ведомости

В ноябре 2016 г. Huawei и его суббренд Honor заняли около 8,5% российского рынка смартфонов в штуках, следует из материалов двух компаний – партнеров нескольких производителей оборудования. Huawei оттеснил на 4-е место Lenovo (7,4%), а ZTE – на 5-е (5,7%). В октябре 2016 г. они делили 3-е место по продажам смартфонов в штуках – по 6,8% рынка. Huawei с Honor тогда занимал около 6,5% рынка.

1-е и 2-е места в ноябре – у Samsung и Apple (около 20 и 12,5% рынка в штуках соответственно). Всего за месяц в России было продано чуть более 2 млн смартфонов, следует из материалов, с которыми ознакомились «Ведомости».

До второй половины 2016 г. доля Huawei была относительно невелика – представители ритейлеров говорили «Ведомостям», что за первые пять месяцев она составила 2–2,5%, но отмечали быстрый рост спроса на Huawei. В I квартале 2016 г. в России было продано более чем в 8 раз больше смартфонов Huawei, чем за тот же период годом ранее, следует из материалов МТС.

Увеличение доли рынка – результат расширения круга партнеров (заключены соглашения с крупными федеральными сетями) и четкого маркетингового планирования, считает представитель Huawei.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков напоминает, что в августе 2016 г. Huawei заключил долгосрочное соглашение с МТС: Huawei поставляет в МТС полный модельный ряд смартфонов, а покупатели Huawei смогут до полугода бесплатно пользоваться мобильным интернетом. Планируется, что часть стоимости смартфона будет возвращаться на счет абонента, рассказывал летом 2016 г. представитель МТС Дмитрий Солодовников. В целом соглашение дает Huawei примерно те же преимущества, что имеет и единственный партнер МТС – Samsung, говорил человек, близкий к одной из сторон этого соглашения.

Для Samsung МТС стала крупнейшим российским розничным партнером после того, как торговать его смартфонами перестали «Евросеть», «Связной», а также «Вымпелком» и «Мегафон». Отказ от Samsung ритейлеры и операторы объясняли высоким уровнем брака, а человек, близкий к Samsung, – желанием ритейлеров добиться от поставщика более выгодных условий на фоне ценовой войны с МТС. В начале августа стало известно, что продажи Samsung возобновляет «Вымпелком», а «Евросеть» ведет переговоры об этом.

Стремительный рост доли Huawei на рынке можно связать с контрактом с МТС, считает Кусков.

В октябре 2016 г. доля Samsung на российском рынке снизилась по сравнению с сентябрем на 3,3 процентного пункта до 20,3%, следует из материалов компании – партнера нескольких производителей электроники. Тогда опрошенные «Ведомостями» участники рынка связывали это с провалом Samsung Galaxy Note 7. На продажи аппаратов Samsung контракт с Huawei никак не повлиял: это смартфоны для разных целевых аудиторий, к тому же у Samsung есть лояльные бренду поклонники, уверяет Солодовников. Успех Huawei и Honor – в сочетании высоких технологических характеристик и современного дизайна, которые ставят эти смартфоны вровень с флагманскими моделями А-брендов, считает он. Привлекательные цены, яркие рекламные кампании и маркетинговые акции с возвратом средств на мобильный счет позволили Huawei и Honor по итогам 11 месяцев 2016 г. почти в 15 раз нарастить в денежном выражении их продажи через розницу МТС, добавляет Солодовников.

В ноябре 2016 г. у ZTE не было значимых маркетинговых акций с партнерами, а Huawei расширил канал дистрибуции своих смартфонов не только за счет МТС, но и за счет DNS, «М.видео», отмечает директор по продажам ZTE в России и СНГ Евгений Ладыгин. По итогам всего 2016 года за ZTE будет 3-е место по России в целом, уверен он. В начале 2017 г. ее доля на рынке начнет расти вновь, прогнозирует Ладыгин.

Представитель Lenovo отказался от комментариев.