Дорогу осилит Артемьев

Руководитель ФАС Игорь Артемьев поборется за опасное для рынка ГЧП решение/ Максим Стулов/ Ведомости

«Мы будем преследовать такие концессии, мы будем разрушать их через суды и будем стремиться к тому, чтобы эти имитаторы были наказаны», – обещал руководитель ФАС Игорь Артемьев на прошлой неделе. Имитацией он считает концессии, в которых государство компенсирует все расходы инвестора. Жуликам, махинаторам и горе-политикам стало удобно поддерживать схемы, в которых на первый взгляд концессионер что-то платит, а потом государство ему возмещает, негодовал Артемьев.

Пока, впрочем, самой ФАС предстоит отстоять в суде свою позицию – решение аннулировать результаты конкурса на строительство частично платной дороги Стерлитамак – Магнитогорск длиной 171 км. Его выиграл «Башкирдорстрой», финансирование предоставляет Газпромбанк. Общая стоимость проекта – около 14 млрд руб., 25% этой суммы вкладывает инвестор, говорилось в сообщении Газпромбанка.

Но затем государство должно будет компенсировать «Башкирдорстрою» издержки на эксплуатацию дороги (плата концедента). Все расходы концессионера по проекту покрываются платой от государства, что нарушает закон о концессиях, решила ФАС.

«Башкирдорстрой» обжаловал решение ФАС. 3 марта в Арбитражном суде Москвы прошло предварительное заседание, слушание назначено на 7 апреля, рассказал «Ведомостям» исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Получить комментарии «Башкирдорстроя» в воскресенье не удалось.

Если суд поддержит позицию ФАС и сформируется правоприменительная практика, это затруднит, если не уничтожит модель государственно-частного партнерства (ГЧП), построенную на постепенном возврате инвестиций за счет бюджета, предупреждает предправления Центра развития ГЧП Павел Селезнев. Но Артемьев намерен настаивать на своем, даже если суд не поддержит ФАС. По его словам, если понадобятся изменения в законодательство, то ФАС будет их «с упорством добиваться».

Всего в России около 40 подобных проектов, по оценке Центра развития ГЧП, предусматривающих порядка 270 млрд руб. частных инвестиций (треть частных инвестиций в ГЧП), более половины из этих денег уже вложено. Если ФАС считает незаконными все концессии, где затраты инвестора компенсируются из бюджета, то под сомнение ставятся минимум шесть федеральных концессий, включая «Платон», платную трассу Москва – Петербург и ЦКАД, а также несколько крупных региональных проектов, говорит Чичканов. И региональные проекты, рассчитывающие на сборы «Платона», замечает Селезнев.

Спор за проект

Один из участников конкурса – «Южноуральская дирекция автодороги» решила, что ее заявку отклонили необоснованно, и пожаловалась в ФАС. Жалобу служба тоже отклонила, но и конкурс аннулировала.

ФАС готова проверить, есть ли нарушения в соглашении по «Платону», если поступит соответствующее обращение, предупредил Артемьев. Удивительно слышать такое, поскольку концессионное соглашение заключено в полном соответствии с законом, отреагировал руководитель Росавтодора Роман Старовойт (цитата по ТАСС).

Концессия – это аренда с инвестиционными условиями, сформулировал претензии Артемьев, иначе по сути это госзакупка, проведенная в обход законодательства о контрактной системе. По условиям башкирского конкурса инвестиционная составляющая была, считает исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик. Деньги за проезд по дороге поступят в бюджет, который компенсирует затраты концессионера.

Госзаказ и концессия похожи только тем, что заказчиком выступает государство, но регулирование и финансирование разные, объясняет советник Dentons Илья Скрипников. Концессии заключаются по итогам или конкурса, или частной концессионной инициативы, при которой конкурс тоже возможен, продолжает он. Концессии по решению правительства разрешены, но пока есть только один пример – «Платон», а у регионов таких полномочий нет, замечает Скрипников. Куда чаще государство закупает у единственного поставщика, напоминает он. В 2016 г. без конкурса единственные поставщики получили госконтрактов на 1 трлн руб. – 23% всего госзаказа. В основном это закупки по решению президента и правительства (38,8% закупок у единственного поставщика).

Недопустимо принимать решения, которые подорвут устойчивость института ГЧП-проектов, заявил замминистра экономического развития Станислав Воскресенский (цитата по ТАСС). Пересмотр условий ранее заключенных соглашений может подорвать инвестиционную основу бизнеса, предупредил замминистра транспорта Евгений Дитрих.

Заявление ФАС чрезвычайно опасно для рынка ГЧП, особенно с учетом обобщающей, безапелляционной и обвинительной стилистики, считает Бик. Если у ФАС накопились претензии, то есть другие формы цивилизованного взаимодействия – встречи с участниками рынка, объяснения, а слова о мошенниках и угрозы преследовать концессии могут отпугнуть инвесторов, предупреждает Бик.