Московский WiFi на Дунае

Основной проект «Максимателекома» – бесплатная WiFi-сеть в московском метро / Евгений Разумный/ Ведомости

В 2013 г. «Максимателеком» начал предоставлять бесплатный WiFi-доступ в поездах московского метро, зарабатывая на показе рекламы пользователям. Сейчас его сеть работает в поездах «Аэроэкспресса», электричках на Московском центральном кольце, в ресторанах группы Аркадия Новикова, в образовательном парке «Кидзания», на наземном общественном транспорте (на инфраструктуре «дочки» «Мегафона» NetByNet). «Максимателеком» также работает в 10 российских аэропортах, включая Новосибирск, Иркутск, Казань и др. А 30 мая 2017 г. «Максимателеком» запустил бесплатный WiFi на одной из линий метро Петербурга. Планируется, что все линии будут покрыты бесплатным WiFi к концу года, а инвестиции в проект составят около 1,3 млрд руб. Планируется также, что бесплатный WiFi появится в подмосковных электричках, недавно говорил «Ведомостям» представитель «Максимателекома».

Внешэкономбанк (ВЭБ) и «Максимателеком» заключили соглашение о сотрудничестве, предусматривающее, в частности, финансирование ВЭБом инвестиционной программы оператора в размере до 3 млрд руб. Это следует из их совместного сообщения. Представители пресс-служб банка и оператора говорят о стратегическом партнерстве: ВЭБ, в частности, будет содействовать получению «Максимой» гарантий на экспортные кредитные линии, помогать в поиске господдержки и инвестиций, экспертизе бизнес-планов. Условия привлечения 3 млрд ВЭБ и «Максимателеком» не раскрывают.

Среди планов зарубежной экспансии «Максимателекома» – оказание услуг в метро Будапешта, а также совместные проекты с транспортными операторами стран Персидского залива, рассказал «Ведомостям» совладелец «Максимателекома» Сергей Асланян. Детали этих проектов, возможных партнеров и сроки он не назвал. По его словам, до сих пор компания развивалась как на собственные, так и на заемные средства. Ранее Асланян не исключал возможности создания WiFi-сети в метро Нью-Йорка. В какой стадии находится этот проект, Асланян комментировать не стал.

Аудитория «Максимы»

1,5 млн столько уникальных пользователей подключаются каждый день к общей сети «Максимателекома» MT_FREE, говорил ранее представитель компании. В 2016 г. общее количество интернет-сессий составило более 1 млрд

«Максимателеком» зарабатывает за счет рекламы, размещения партнерского контента и предоставления услуг оператора, рассказывал его представитель. Пример таких услуг – подключение фемтосот МТС через WiFi-сеть «Максимателекома» (этот проект был запущен в московском метро в феврале 2017 г.).

По данным «ТМТ консалтинга», на конец 2016 г. «Максимателеком» обслуживал примерно 10% публичных точек доступа WiFi в России. Всего в России их было около 85 000. На «Максимателеком» приходилось примерно 52% выручки этого сегмента (всего – около 1,8 млрд руб.), посчитала ранее аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко.

В Венгрии компании придется все делать с нуля, в частности получать разрешительную документацию, рассуждает бывший топ-менеджер крупного оператора связи. Кроме того, на венгерском рынке связи уже работают сильные транснациональные операторы, удивляется он.

Сложно сказать, насколько бесплатный WiFi заинтересует венгерских рекламодателей, но пользователей – вполне сможет, считает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. Будапешт, конечно, не такой большой город, как Москва, но пассажиропоток в будапештском метро достаточно велик, отмечает он. Венгрия – страна с невысоким располагаемым доходом населения, а качество передачи данных у работающих в Венгрии сотовых операторов зачастую невысокое, поэтому качественный бесплатный WiFi может быть востребован, прогнозирует Алексеев.

«Максимателеком» – крупнейший российский участник рынка публичного WiFi и логично, если, выйдя на рынки двух крупнейших российских городов, оператор попытается освоиться как на рынках других российских регионов, так и других стран, рассуждает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Правда, опыт двух последних десятилетий показывает, что экспансия российских операторов на зарубежные рынки была не всегда простым и успешным делом, напоминает он.

Представители Будапештского метрополитена не ответили на вопросы «Ведомостей».