ФАС нашла «Яндекс»

«Яндекс» – лидер по поисковым запросам в России, по данным всех аналитических ресурсов / Максим Стулов/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила российскую интернет-компанию «Яндекс» в нарушении законодательства. Вопросы у службы возникли к новому рекламному слогану компании, который появился в начале недели, рассказал «Ведомостям» представитель ФАС. Привычную фразу «Найдется все» под логотипом поисковика сменил лозунг «Поиск № 1 в России». Законом о защите конкуренции запрещено использовать некорректное сравнение продуктов и использование в рекламе «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный» и др., которые могут создать впечатление о превосходстве товара без указания характеристик с объективным подтверждением и обманывать в рекламе, сказал «Ведомостям» представитель ФАС. Слоган «Поиск № 1» может свидетельствовать о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства и сейчас ФАС «рассматривает возможность применения мер антимонопольного воздействия», сказал «Ведомостям» представитель службы.

Новый лозунг появился на время, в поддержку рекламной кампании, сообщила «Ведомостям» руководитель пресс-службы компании Ася Мелкумова. По ее словам, лозунг не содержит обмана, так как создан на основе независимых метрик. По данным Liveinternet, Comscore и других, «Яндекс» – поиск № 1 в России, говорит Мелкумова. В июне этого года поисковая доля «Яндекса» на российском рынке составила 51,3% (данные Liveinternet.ru), сказала она.

Прощание со слоганом

Как разные компании расставались с привычными и любимыми лозунгами

Toyota 2013 г.
«Управляй мечтой»
Лозунг поменялся на «Стремиться к лучшему».
По словам представителей Toyota, новый слоган выражал суть философии кампании The Toyota Way: непрерывное совершенствование, являющееся источником инноваций , стремление всегда проверять на прочность привычные решения, бросать вызов существующему порядку вещей и использовать профессиональное мастерство и творческий потенциал.

Билайн 2014 г.
«Живи на яркой стороне»
Взамен него у компании появился слоган «Просто. Удобно. Для тебя». Он стал отражением новой рекламной стратегии и системой ценностей оператора, ориентированной на абонента. В их основе – забота о клиентах и честные отношения.

«Газпром» 2016 г.
«Национальное достояние»
Компания отказалась от слогана в 2016 г. Она начала использовать его в 2003 г., но в 2015 г. он привлек внимание антимонопольного ведомства. «Газпром» – не национальное достояние, таким достоянием могут быть только люди, природные ресурсы и т. д., но не компании», – заявлял руководитель ведомства Игорь Артемьев.
Ведомости

За последние несколько лет доля поиска «Яндекса» среди других поисковиков в рунете падает: сейчас она самая низкая с 2008 г. Однако это важный показатель – компания продает рекламу на основе посещаемости и чем больше доля, тем больше доходы. Самая высокая доля у компании была в 2011 г. – 64%.

Доля «Яндекса» снижалась из-за мобильных устройств. В 2015 г. российская интернет-компания пожаловалась в антимонопольную службу на своего конкурента по поиску, компанию Google. Та, по мнению «Яндекса», предоставляла неравные условия для приложений и других поисковиков в своей операционной системе Android. Google прописывал в договорах с рядом вендоров условия, которые запрещали производителям смартфонов предустанавливать по умолчанию приложения и поиск других поисковых систем, кроме Google. ФАС признала Google нарушителем антимонопольного закона и предписала устранить нарушения. Интернет-компания оспорила это решение в суде, процесс завершился только весной 2017 г. мировым соглашением: американская интернет-компания выплатила штраф, а также добавила окно выбора при установке приложения браузера Google Chrome на устройства. Теперь пользователи самостоятельно могут выбрать поисковую систему, которой они хотят воспользоваться, – «Яндекс», Google или Mail.ru.

Новый слоган кликабелен. В одном из роликов, который можно было увидеть после перехода по ссылке с главной страницы, компания написала инструкцию о том, как пользователи могут поменять поисковую систему в браузере. Логотипа браузера на видео не было видно, его название «Яндекс» не упоминает, но по интерфейсу он был схож с мобильным браузером Chrome. Сноска на слогане, размещенном на главной странице «Яндекса», была добавлена в четверг, сказал «Ведомостям» PR-директор «Яндекса» Очир Манджиков.

Если «Яндекс» признают нарушителем, компании грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., а ее должностным лицам – от 12 000 до 20 000 руб., сказал старший юрист BMS Law Firm Тарас Хижняк. «Новый слоган «Яндекса» основан на подтвержденных статистических данных, т. е. информация достоверна, – отметил он. – Но отставание Google от «Яндекса» небольшое. Разумнее и корректнее говорить о том, что «Яндекс» и Google делят рынок поровну. Это, пожалуй, единственное обстоятельство, создающее риск для «Яндекса».

Тот факт, что в слогане не указано наименование конкурента или конкурентов, не сыграет на руку «Яндексу»: суть слогана сводится к тому, что «Яндекс» является поисковой системой № 1, следовательно, все прочие участники рынка поисковых услуг в сети интернет признаются им худшими по отношению к нему, считает член Адвокатской коллегии Москвы адвокат Михаил Черба.