От редакции: Вас посчитают

С 1 июня 2005 г. МТС, “МегаФон” и “ВымпелКом” начнут вносить информацию о недобросовестных клиентах и мошенниках в специальный черный список. Затем данные о неплательщиках попадут в Национальное кредитное бюро, которое, в свою очередь, сможет предоставлять их банкам, кредитующим население. Попадание в черный список может иметь для потенциального заемщика самые неприятные последствия. Если он задолжает сотовому оператору хотя бы несколько долларов и не погасит долг в течение 30 или 60 дней (в зависимости от тарифного плана и оператора), об ипотеке или кредите на машину можно будет забыть.

Число пользователей сотовой связи в стране за последний год удвоилось и, по данным ACM-Consulting на 30 апреля 2005 г., составило 89,3 млн человек. Это 62% россиян, включая новорожденных и стариков. Объем рынка потребительского кредитования тоже удваивается каждый год и по итогам 2004 г. составил 617 млрд руб. В кредит покупают не только холодильники и телевизоры, но даже недорогие мобильные телефоны или бритвы, и рано или поздно перспектива попадания в черный список будет волновать если не каждого, то очень многих.

Многие потребители воспримут инициативу сотовых операторов в штыки. При этом мало кто задумывается, что база данных создается не для того, чтобы преследовать или наказывать неплательщиков, а для того, чтобы не давать им в долг снова.

Вместе с банкирами, пролоббировавшими закон “О кредитных историях”, сотовые операторы делают то, что долгое время не удается государству, – создают общую базу данных с информацией о частных лицах. Любые аналогичные попытки чиновников, включая резонное желание посчитать налогоплательщиков, традиционно вызывают страхи. Верующие усматривают в ИНН “число зверя”, о котором говорится в Откровении Иоанна Богослова, а неверующие – нарушение конституционного права человека на неприкосновенность частной жизни.

В итоге проблема “числа зверя” решается только после того, как налоговики согласовывают текст анкеты для получения ИНН с Архиерейским собором и с патриархом Алексием II лично (об этом см. Письмо МНС № БГ-6-12/753). А спор о нарушении прав человека решается в кассационной коллегии Верховного суда.

При всем уважении и к конституционным правам, и к религиозным взглядам граждан нельзя не признать, что страхи лишены оснований. Примерно так же герои сказки “Про козленка, который умел считать до десяти” панически боялись, что их “посчитают”, пока указанное обстоятельство не спасло им жизнь. Другое дело, что российские чиновники пока еще не научились пользоваться “систематизацией граждан”. Сейчас любой человек, сменивший прописку, месяцами вынужден ждать налогового вычета на покупку жилья, поскольку инспектора новой инспекции пишут письма инспекторам старой, чтобы выяснить, не пользовался ли он упомянутой льготой прежде. А чтобы получить водительские права в ГИБДД по новому адресу, нужно самому ехать в прежнюю ГИБДД и брать там две справки – что права не получал и что прав не лишался, как будто сотрудники разных инспекций одного и того же ведомства живут на разных планетах.

Если бы милиционеры воспользовались опытом банкиров и создали единую базу данных о нарушителях дорожного движения, избавив граждан от необходимости мотаться за справками по всей стране, против такой “тотальной слежки” никто бы, наверное, не протестовал. Конечно, при условии, что водители не попадали бы в базу по ошибке и что многочисленным однофамильцам не пришлось бы расплачиваться за чужие грехи, но технически эти вопросы вполне решаемы.