От редакции: Обуздание Тимошенко

Коалиция на Украине сформирована, вскоре появится и действующее правительство. Возвращения “оранжевой принцессы” во власть, в главное кресло страны, каковым после завершения политреформы становится должность премьер-министра, боялись многие и на Украине, и в России.

Страхи объяснялись не правыми или левыми предпочтениями, не пророссийскими или антироссийскими настроениями. Считалось, что плохо будет не конкретным силам, например заинтересованным в украинских активах российским компаниям, а всей экономике. Но, возможно, не так страшна Тимошенко, как ее малюют. Тем более что в исполнительную власть она возвращается в составе шаткого союза. На основе одного из последних вариантов договора, скрепляющего коалицию и имеющегося в распоряжении “Ведомостей”, можно попытаться спрогнозировать действия будущего правительства. Судя по всему, окончательный вариант текста существенно изменен не был, и до тех пор, пока коалиция не распадется, этот документ будет основой украинской политики.

Во внешней политике практически ничего не изменится. Евроинтеграция будет ее основой, а получение приглашения в Евросоюз – целью. В документе перечислены также конкретные законы и поправки, которые депутаты обязуются принять для вступления Украины в ВТО. Вопрос сотрудничества с НАТО описан менее четко – оно должно строиться на взаимовыгодных условиях, а решение о вступлении в блок будет принято только после всенародного референдума. В тексте вообще не упоминается ни СНГ, ни многострадальное Единое экономическое пространство. Но говорится о необходимости сохранения хороших отношений с Россией.

По внутренним вопросам у украинских политиков гораздо больше разногласий. Несмотря на то что этот раздел договора проработан подробнее внешнеполитического, он менее однозначен. Ясно только то, что декларации социального направления преобладают над либеральными. В тексте много места уделено борьбе с бедностью, повышению уровня жизни и пенсий, здравоохранению и образованию.

Присутствует и протекционистская тема – защита отечественного производителя считается чуть ли не основой достижения конкурентоспособности украинской промышленности. А для ликвидации дефицита торгового баланса предполагается не только способствовать украинскому экспорту, но и контролировать объемы импорта. Впрочем, не очень понятно, как это согласуется с планами по вступлению в ВТО.

Но в тексте договора прописаны и либеральные реформы, которые остро необходимы украинской экономике. В числе прочих мер – принятие Налогового кодекса, переориентирующего систему с фискальной на стимулирующую; унификация норм налогового законодательства и приведение в соответствие с нормами ЕС и ВТО; минимизация налоговых льгот и постепенное снижение налогового бремени. Говорится и о легализации капиталов.

Реализовать благие начинания будет не так легко. В свое предыдущее премьерство Юлия Тимошенко заработала имидж политика антирыночного склада – всем запомнилась реприватизация, раздувание социальных расходов государства и попытки регулирования цен. Именно ее блок получит все экономические посты в правительстве, и, казалось бы, экономику и бизнес ждут не лучшие времена. Но коалиционный договор предусматривает ограничения на политику будущего правительства. В частности, речь идет о пересмотре чрезмерно раздутого бюджета-2006, а также об ограничениях для бюджета 2007 и 2008 гг. Дефицит должен будет сохраняться на уровне 2006 г., а при составлении расходной части бюджета будут учитываться изменения в бюджетных поступлениях, связанные с запланированной налоговой реформой. Приватизация должна продолжаться в более прозрачной форме, а защита прав собственности ставится во главу экономической политики.

Что поможет соблюдению красивых деклараций? Один из участников коалиции дает такой ответ. Действительно, коалиционный договор вышел детальным и довольно жестким, говорит Борис Беспалый, член президиума совета “Нашей Украины”: “Шаг вправо, шаг влево – отставка”. Но чем больше недоверия лежит в основе коалиционного соглашения, тем больше доверия должен вызывать сам документ, считает украинский политик.