От редакции: Конец сезона охоты

Тысячи молодых россиян и их родственники могут спокойно готовить новогодний праздничный стол, забыв о тревогах призывного периода – ожиданиях проверки документов на улице или появления на пороге сотрудников военкомата с милицейской “группой поддержки”. В этот раз радость военнообязанных, оставшихся дома, двойная: вчера в войска отправлена последняя партия призывников, которые будут служить два года.

“Сомнений в том, что план по призыву будет выполнен, у нас нет”, – заявил начальник главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов. Генералы уверяют: призыв прошел успешно не только по количественным (123 300 человек), но и по качественным показателям: с привычных 5% до 15% выросла доля новобранцев с высшим образованием, снизилось с 12 900 до 12 000 число уклонистов.

По мнению правозащитников, успех сомнителен. Осенний призыв впервые с 2000 г. сопровождался массовыми рейдами милиции и сотрудников военкоматов по студенческим общежитиям. Он был беспрецедентным по жестокому обращению с призывниками и их родственниками. В последние недели в некоторых регионах был организован настоящий конвейер. Милиция останавливала потенциальных рекрутов, доставляла их в военкомат, где призывная комиссия, не давая возможности предоставить документы об отсрочке, признавала их годными к службе, после чего молодых людей переодевали в мундиры и отправляли в войска. Один из таких случаев стал достоянием гласности после того, как в Петербурге едва не отправили в армию негодного к службе (именно отсюда произошло слово “негодяй”) корреспондента “Эха Москвы” Даниила Ширяева. По данным Союза комитетов солдатских матерей, в армию были направлены тысячи “негодяев”: астматики, язвенники, даже психические больные. В Ленинском военкомате Тамбова “потеряли” личное дело уже отслужившего парня и намеревались отправить его в армию повторно.

Ужасы призыва могут еще усилиться. Сокращение с 2008 г. периода срочной службы до одного года вызовет необходимость увеличить число призывников до 150 000–160 000. Как избежать отправки в войска негодных призывников и сократить коррупцию среди сотрудников военкоматов и врачей призывных комиссий, подношения которым, по оценке фонда “Индем”, с 2001 по 2005 г. и так выросли с $12,7 млн до $353,6 млн? А с отменой в 2008 г. отсрочек по образованию и семейному положению цена медицинских противопоказаний службе вырастет еще.

Если Россия не намерена отказываться от призыва, нужен комплекс мер. Сотрудники военкоматов и врачи, допустившие призыв негодных рекрутов, должны караться не менее строго, чем те, кто берет взятки за незаконное освобождение от службы, и, по меньшей мере, возмещать государству ущерб за перевозку и повторное медобследование. Надо прекратить практику дисциплинарных взысканий за невыполнение количественных показателей призыва при высоком качестве новобранцев. Следует использовать германский опыт, где медицинские комиссии независимы от органов военного управления. Наконец, призывники и их родители должны перестать надеяться на авось и откладывать явку на призывную комиссию до последнего момента, когда ее решение трудно оспорить в суде.