От редакции: Недетские болезни

Через полгода российские молодые мамы смогут получить из бюджета Фонда социального страхования полную зарплату за четыре месяца. Конституционный суд признал противоречащей Конституции норму закона о бюджете ФСС, которая ограничивала пособие суммой в 11 700 руб. в 2002 г. и 16 125 руб. в нынешнем. Такое решение можно приветствовать – эти ограничения били прежде всего по хорошо устроенным и прилично зарабатывающим женщинам (по данным Минсоцздравразвития, больше предельной суммы зарабатывает всего миллион россиянок), многие из которых откладывали рождение ребенка именно по материальным причинам: не каждый работодатель доплачивал до обычного вознаграждения.

Доля детей до 14 лет в населении России, по данным Росстата, сократилась за 2001–2006 гг. с 17,7% до 14,8%. Схожие процессы протекают и в Евросоюзе, но, по данным Евростата, снижение доли детей идет более плавно: с 15,5% до 14,5% – в Германии, с 19,7% до 17,1% – в Литве, а в Норвегии она устойчиво колеблется около 20%. На одну женщину в России в 2001 г. приходилось 1,22 ребенка, в 2005 г. – 1,29. Это сопоставимо с аналогичными показателями в Польше, Литве и Германии, но ниже, чем в скандинавских странах (1,8) или соседней Эстонии (1,5). Разумеется, рост рождаемости в России сдерживают не только низкие доходы (хотя размер пособия на рождение ребенка и кормящим матерям вызывает лишь горькую улыбку). Среди важных причин – привычка женщин работать, ухудшение здоровья (каждая шестая пара, по оценкам демографов, страдает бесплодием) и негативное отношение значительной части общества к многодетным семьям.

Однако, по мнению экспертов, один из важных факторов, сдерживающих желание российских женщин воспитывать больше детей, – это страх перед низким уровнем развития отечественной инфраструктуры материнства и детства. Несмотря на введение родовых сертификатов, уровень большинства отечественных родовспомогательных учреждений остается крайне низким. Младенческая смертность в России с 2001 по 2005 г. ощутимо сократилась – с 14,6 до 11 человек на 1000 рожденных, но по-прежнему значительно превышает показатели не только Франции (3,8) и Норвегии (3,1), но и Литвы (6,8) и Польши (6,4).

И вот что еще удивительно: государство, призывающее молодых женщин рожать, не подумало о последствиях выполнения своего призыва. Молодые матери (особенно одинокие) не могут находиться в длительном отпуске по уходу за ребенком и с трудом могут пристроить малолетнего сына или дочь в садик или ясли. Численность детей, обучающихся в дошкольных детских учреждениях, выросла за 2001–2005 гг. с 4,3 млн до 4,5 млн человек, а количество детских учреждений за тот же период снизилось с 50 000 до 46 500. Еще миллион детей ждали своей очереди. Результат – рост взяток и скрытых поборов, деликатно именуемых “спонсорскими взносами”. Число негосударственных детских учреждений слишком мало, а их услуги чересчур дороги, чтобы изменить ситуацию.