От редакции: Свобода от времени

Скорость жизни человека постоянно растет, люди все острее ощущают нехватку времени. Но процесс этот не одинаков в разных странах. Например, россиян больше беспокоит нехватка денег.

Сейчас смешно читать футурологические предсказания 1960-х гг.: тогда считалось, что изобретение все новых технических средств, экономящих время, в XXI в. приведет к резкому сокращению рабочей недели, полугодовым отпускам, работе на дому. Элвин Тоффлер, автор бестселлеров “Шок будущего” и “Третья волна”, считал, что для борьбы с бездельем понадобятся специальные консультанты по досугу.

Однако “будущее смертельной скуки” (Артур Кларк) почему-то до сих пор не наступило. Опросы и исследования подтверждают постоянную нехватку времени. Профессор психологии британского Университета Хертфордшира Ричард Уайзмен недавно опубликовал данные о скорости движения людей по тротуарам. Этот показатель темпа жизни в городах вырос на 10% за последние 10 лет. Скорость пешеходов, по мнению Уайзмена, определяется их субъективным представлением о том, насколько следует спешить. По оценкам британского хронобиолога Рассела Форстера, если в начале 1900-х гг. люди спали в среднем более девяти часов, в 1960-х – более восьми часов, то теперь они спят лишь около шести часов.

В Японии за 2006–2007 финансовый год, по данным министерства здравоохранения, серьезно заболели или умерли от переутомления на службе 355 человек, что выше по сравнению с предыдущим финансовым годом на 7,6%. Психические заболевания, вызванные стрессом на работе, спровоцировали в 2006 г. 176 случаев суицидальных попыток, частично удавшихся.

По данным министерства здравоохранения США, около 70 млн американцев ежегодно страдают от бессонницы. Опрос Harris Interactive показал, что главными стрессами для американцев являются рост цен, хроническая перегрузка, недостаток времени, бессонница и боязнь того, что в случае форс-мажорных обстоятельств на их преодоление не хватит денег.

По данным свежего опроса фонда “Общественное мнение”, более половины россиян (57%) имеют достаточно свободного времени, а у 4% его даже в избытке.

Недостаток свободного времени ощущают 26% сограждан, и чаще других это люди, имеющие высшее образование (36%), жители больших городов (35%), граждане, обладающие высоким уровнем доходов (32%), и люди в возрасте от 18 до 35 лет (31%). Однако в целом нехватка времени не является главным стрессом россиян. Половина респондентов (50%) сказали, что лично им не хватает денег, а не времени.

По отношению к деньгам россияне скорее похожи на жителей развивающихся стран, чем развитых. А вот наличие свободного времени кажется уникальным. По данным последнего доклада Международной организации труда (МОТ), 22% трудоспособного населения мира трудится больше 48 часов в неделю (т. е. больше девяти часов в день), и основная масса сверхурочной работы приходится как раз на развивающиеся страны. В то же время Россия в докладе МОТ наряду с Молдавией отнесена к странам с самым низким уровнем сверхурочной работы. Только 3,2% россиян трудится 50 часов в неделю.

Дело, видимо, не только в сложности учета сверхурочного труда в условиях неформальных схем занятости и массового использования гастарбайтеров, но и в неэффективной организации труда на многих предприятиях. Даже несмотря на то что зарплаты в последнее время растут быстрее производительности труда (по данным Минэкономразвития, в январе – марте 2007 г. темпы роста зарплат превысили рост производительности практически вдвое: зарплаты в I квартале выросли на 15,5%, а производительность – на 7,8%), в среднем российский работник остается выгоднее западного: в России отдача на каждый доллар, вложенный в сотрудников в виде вознаграждения, составляет $2,60, тогда как в Европе это лишь $1,14 (данные PwC).