От редакции: Протокольные меры

В декабре исполняется 10 лет Киотскому протоколу. За эти годы потепление климата превратилось из абстрактной проблемы экологов во вполне наблюдаемую простым человеком: озоновая дыра далеко, а вот аномально теплые зимы уже видны, как и рост числа стихийных бедствий. Но очевидность проблемы не увеличивает шансов ее решения.

По данным британской благотворительной организации Oxfam, за последние 20 лет количество стихийных бедствий, вызванных погодными условиями, увеличилось вчетверо. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) прогнозирует, что к 2070 г. число людей, которые будут страдать от морских наводнений, более чем утроится из-за того, что в результате глобального потепления уровень Мирового океана повысится на 0,5 м.

Киотский протокол, принятый в 1997 г., рассматривался как принципиально новое природоохранное соглашение, основанное на рыночных принципах снижения выбросов парниковых газов. Но вступил в силу он только в 2005 г. США – главный поставщик СО2 – до сих пор не ратифицировали соглашение. Тем не менее рынок квот на выброс CO2 постепенно развивается.

Сейчас на Бали проходит 13-я конференция Рамочной конвенции ООН об изменении климата. До конца недели конференция должна закончиться, речь уже идет не столько о продлении жизни Киотского протокола (его действие заканчивается в 2013 г.), сколько о появлении нового соглашения с новыми датами и новыми целями.

Коллективный приговор ученых, работающих с ООН, таков: для купирования проблемы глобального потепления к 2050 г. уровень выбросов СО2 должен сократиться в два и более раз по сравнению с уровнем 2000 г. По словам руководителя климатической программы WWF России Алексея Кокорина, с расчетами ученых согласны и люди, принимающие решения, но вопрос, как всегда, в методах и сроках. По сути, вопрос стоит так: чья экономика будет расплачиваться за решение общей проблемы. США, по мнению экспертов, на серьезное сокращение выбросов не пойдут, а речь идет об их сокращении всеми развитыми странами к 2020 г. на 25–40% относительно уровня 1990 г.

Наиболее ответственно себя ведет Европейский союз. Зеленая тема популярна у европейского населения. По данным опроса социологической службы Евробаромет, 50% жителей ЕС считают, что проблему надо решать очень срочно, 37% – просто решать и лишь 12% – все равно. В России к проблеме относятся прохладнее.

По данным недавнего исследования компании GlobeScan, лишь 36% опрошенных россиян высказались за подорожание энергоносителей в целях борьбы с потеплением. В США таких 74%, в Великобритании – 76%, в Китае – 83%, в Австралии – 80%, в Германии и Египте – 71%.

Не очень беспокоится и государство. Из-за спада производства в 1990-е гг. в России объем выбросов составляет чуть более 2 млрд т в год (в 1990 г. было 3,1 млрд т). С киотскими ориентирами на 2012 г. мы справимся: по прогнозам Минэкономразвития, в 2012 г. объем выбросов не превысит 2,5 млрд т. В рамках протокола Россия может торговать квотами на выбросы. Однако Россия сейчас все еще находится в процессе получения официального статуса страны, соблюдающей обязательства Киотского протокола. Впрочем, проекты торговли квотами уже есть.

Другое дело, что экономика России растет, а вместе с ней будет увеличиваться и объем выбросов, ведь энергосберегающие технологии для нас пока не самые актуальные. По расчетам директора Института эффективного использования энергии Игоря Башмакова (он входит в группу ученых, которая только что вместе с Альбертом Гором получила Нобелевскую премию), рост внутренних цен на газ и политика по замещению при производстве электроэнергии голубого топлива углем приведет к резкому росту выхлопов – при сжигании угля выделяется углекислого газа почти в два раза больше, чем при сжигании газа. Вполне вероятно, что при решении конъюнктурных задач «Газпрома», у которого снижается прибыль, и вполне стратегической задачи по наращиванию производства электроэнергии, которая стоит перед РАО ЕЭС, глобальная проблема потепления будет учитываться в последнюю очередь.