От редакции: Мясо постное

Тлеющий скандал в отношениях России и Польши завершается: стороны договорились о возобновлении поставок польского мяса. Политический климат улучшается. Впрочем, польское мясо не решит автоматически главных проблем во взаимоотношениях России и Евросоюза.

Министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев вчера заявил, что Россия снимет ограничения на поставки животноводческой продукции из Польши после подписания меморандума между ветеринарными службами России и Польши на будущей неделе (подробнее см. статью на стр. А2). Ограничения были введены еще в 2005 г. – российские ветеринары заподозрили польское мясо в том, что оно, во-первых, некачественное, во-вторых, не польское, реэкспортированное из третьих стран. Через год проблема вышла на европейский уровень: накануне саммита Россия – ЕС в Хельсинки Польша наложила вето на начало переговоров о новом соглашении между Евросоюзом и Россией, обусловив его мясным конфликтом, а также отказом России ратифицировать договор к Энергетической хартии.

Сложно сказать, стало ли польское мясо вдруг лучше и чище. Зато твердо известно, что в ноябре в Польше сменилось правительство, а новый премьер Дональд Туск заявил о желании нормализовать отношения с Россией.

Теперь можно ожидать, что следующий саммит Россия – ЕС, который пройдет в июне 2008 г. в Ханты-Мансийске, будет результативнее предыдущих. Вероятно, стороны объявят-таки о начале переговоров о новом соглашении (срок действия старого закончился 1 декабря, и оно автоматически пролонгировано). Другое дело, что это будет очень долгий и трудный процесс. Польское мясо не было причиной его остановки – конфликт стал удачным поводом. Старый формат взаимоотношений России и ЕС исчерпал себя, но каким должен быть новый, не представляет ни одна из сторон.

Что касается мяса, то польская говядина в 2005 г. составляла около 0,2–0,3% всего российского импорта говядины, а польская свинина – около 2%. Для самой Польши эти поставки важнее, чем для России. Но есть и другие важные для обеих стран вопросы, которые будет решить труднее, чем мясной.

Россию беспокоит размещение на территории Польши базы американской ПРО. Как бы ни улучшились отношения между Москвой и Варшавой, ПРО – это все-таки российско-американский вопрос. Польша не сможет отказать Вашингтону, возможны разве что некие требования о материальных компенсациях за размещение ракет.

Энергетические претензии Польши касаются прежде всего проекта Nord Stream. Варшава считает, что решение «Газпрома» обойти ее территорию и не строить вторую ветку газопровода Ямал – Европа было политическим. Дональд Туск продолжает эту линию, заявляя об экологической и экономической несостоятельности Nord Stream. Впрочем, здесь у Польши претензии не только к России, но и к Германии как главному партнеру России в проекте. Позавчера Туск как раз был с визитом в Берлине и обсуждал ситуацию с канцлером Ангелой Меркель. Меркель предложила Туску вариант строительства перемычки между газотранспортными системами Германии и Польши. Польский премьер сказал о необходимости российско-польско-немецких консультаций по поводу газопровода. Так что в энергетическом споре с Варшавой Москве может помочь Германия.

При правительстве Качиньского поляки конфликтовали с немцами едва ли не сильнее, чем с русскими. Кроме газопровода была еще историческая причина, связанная с переселенными из Польши после войны немцами: их объединения выдвигали к Польше требования о компенсациях, а правительство Германии не формулировало по этому поводу твердой официальной позиции. В Берлине Туск (кстати, историк по образованию) обсуждал и эту проблему, заняв, по сообщению немецких СМИ, более взвешенную и конструктивную позицию.

С Россией у Польши также есть исторические разногласия (Катынь), и, наверное, здесь тоже можно ожидать от Туска взвешенной позиции. Впрочем, немецкие газеты назвали его не менее сложным переговорщиком, чем Качиньский.