От редакции: Еще не война

Конфликт между Грузией и мятежными автономиями Абхазией и Южной Осетией разрастается. Обстрелы, взрывы и обвинения друг друга в провокациях звучат каждый день. Обострение констатировала Россия на слушаниях в Совете Безопасности ООН, как и США, представители которых посвятили этой теме немало выступлений, а госсекретарь Кондолиза Райс вчера прибыла по этому же поводу в Тбилиси. Ситуация, впрочем, не выглядит безвыходной.

По мнению Грузии и ее союзников, обострение конфликта – следствие неэффективности и/или ангажированности российских миротворцев. Вашингтон предложил заменить их международным полицейским контингентом и призвал Абхазию и Грузию к прямым переговорам. В свою очередь, Германия выдвинула свой план урегулирования, по которому Абхазия должна позволить вернуться 250 000 грузинских беженцам в родные места взамен на гарантии Тбилиси не применять военную силу. Затем стороны совместно восстанавливают разрушенное войной и, наконец, договариваются о статусе двухсторонних отношений.

В заявлениях Грузии и США о необходимости замены российских миротворцев есть немало лукавства. Российский контингент по меньшей мере трижды – в 1998, 2001 и 2006 гг. – не допустил эскалации конфликта и его разрастания в полномасштабную войну, позволив вернуться в свои дома 70 000 беженцев. Для смены формата операции нет правовых оснований. Подписанные в 1994 г. Московские соглашения о прекращении огня, предусматривающие присутствие российских военных в зоне конфликта, признаны ООН. Чтобы подготовить новые документы, потребуется время.

Косовский сценарий на Кавказе, при котором ООН закроет глаза на действия Европы и НАТО без резолюции Совбеза, маловероятен. Европейцы пока не горят желанием посылать своих солдат туда, где конфликтующие стороны за долгие годы накопили большой запас обоюдной ненависти. Гипотетическая высадка иностранных войск в Абхазии или Южной Осетии без ведома ООН и согласия России неизбежно превратит международную полицейскую миссию в войну новых миротворцев с местными жителями.

Москва обвиняет Тбилиси в нагнетании напряженности и требует от Грузии сохранения статус-кво. Нежелание Кремля допускать операцию иностранных войск на территории, входящей в российскую сферу влияния, оправданно. Но полностью отвергать предложения оппонентов об интернационализации миротворческой миссии не следует.

Слишком эмоциональный отказ Кремля допустить других участников к урегулированию конфликта косвенно подтвердит обвинения оппонентов в ангажированности позиции Москвы и российских миротворцев. Война Грузии не нужна, но по мере приближения Олимпиады 2014 г. в Сочи грузинские ястребы получат возможность все более нагнетать обстановку. Что чревато если не переносом состязаний, то значительным снижением количества зрителей на трибунах и оттоком отдыхающих с российского Черноморского побережья. Играющие свою игру США и НАТО также не перестанут обвинять Россию (вероятные уступки на этом направлении всегда можно выгодно разменять на уступки России в других сложных темах).

По мнению экспертов, Москва, заинтересованная в сохранении спокойствия в зоне конфликта, могла бы согласиться на новый вариант миротворческой операции. Оптимальным для нашей страны выглядит дополнение российских миротворческих сил иностранным контингентом. Его солдаты и офицеры могли бы усилить российские посты в наиболее опасных зонах. Это избавит иностранных миротворцев на первых порах от излишних потерь и укрепит доверие к российским участникам операции. Кроме того, Москва могла бы настоять на том, чтобы независимые наблюдатели ООН следили за обоюдной демилитаризацией приграничных зон и недопущением в них квазипартизанских формирований. Наконец, Москва могла бы убедить Сухуми принять иностранную помощь для строительства жилья для беженцев в обмен на допуск зарубежных компаний к возведению олимпийских объектов.