От редакции: Профицит кризиса

Одним из последствий экономического кризиса в России станет рост безработицы. Эксперты спорят, насколько масштабными станут будущие увольнения и как они повлияют на рынок труда. В правительстве говорят, что безработица не вырастет, с чем многие эксперты не согласны. Чиновники и ученые сходятся в одном: дефицит кадров слишком велик, чтобы безработица стала серьезной проблемой.

Эксперты Высшей школы экономики полагают, что говорить об одном векторе воздействия кризиса на рынок труда в целом не приходится. Дело в том, что дефицит кадров в России, о котором так много говорилось в годы нефтяного роста, имел в отдельных секторах экономики принципиально разную природу. По данным исследования Высшей школы экономики «Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком», нехватку рабочих рук в России больше испытывали не быстро, а медленно развивающиеся отрасли. В частности, в металлургии и деревообработке производство в 2000–2007 гг. выросло примерно в 1,5 раза, в легкой промышленности – на 17%. При этом на недостаток кадров жаловались 50% директоров текстильных и швейных фабрик, 29% руководителей металлургических и 25% деревообрабатывающих заводов. Недостаток кадров возникал из-за неконкурентоспособности предприятия и, как следствие, невозможности удержать и привлечь квалифицированных специалистов и рабочих.

Совсем по другим причинам дефицит кадров возникал и развивался в инновационных отраслях, связи, торговле и обслуживании. Экономический рост регулярно вызывает недостаток определенных компетенций. В России из-за краткого периода развития рыночной экономики ощущалась нехватка узкого, но очень важного слоя менеджеров, финансистов, корпоративных юристов, а также IT-специалистов, который десятки, если не сотни лет накапливался в развитых странах.

Особенности российского рынка труда таковы, что массовых увольнений по образцу Британии или США в период спада ожидать не стоит. Государство не может сократить излишних бюджетников и работников госпредприятий, опасаясь массового недовольства. Работодатели не пойдут на сокращения из-за значительных выходных пособий и потенциальных конфликтов с властями. Российский рынок труда, как и в 1990-е гг., отреагирует на экономический спад сокращением заработной платы.

Это, а также значительная доля переменной части (премии, надбавки и иные выплаты) в отечественной зарплате совершенно по-разному скажутся на рабочих, простых служащих и специалистах высшей квалификации. В стагнирующих отраслях работники останутся на сократившихся зарплатах из-за собственной неконкурентоспособности и возможности побочных заработков.

К сожалению, чувствительным кризис может оказаться для работников развитых секторов экономики, тех, где сокращается и будет сокращаться производство. Работодатели дифференцируют сокращение зарплаты, стремясь таким образом избавиться от малокомпетентных работников и сохранить квалифицированных. Кризис позволит привлечь новых работников, которые надеются на будущий рост. В торговле, обслуживании и связи сокращение завышенных зарплат квалифицированных специалистов заставит некоторых из них задуматься о смене работы. Часть тех, кто потеряет чрезмерно высокие вознаграждения в крупных компаниях, согласятся на раньше не интересовавшие их предложения средних и малых компаний или создадут собственное дело. В этом случае кризис может даже положительно сказаться на развитии бизнеса в России (см. мнение Евгения Гонтмахера на этой странице).

Что касается цифр в целом по стране, то в Минздравсоцразвития обещают, что нынешний низкий уровень безработицы – около 4 млн человек, или 5,3% трудоспособного населения (по данным на 1 октября) – мало изменится. Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН считает, что безработица вырастет на 340 000 человек, или на 8,5%. Международная организация труда менее оптимистична: по ее прогнозам, в России темпы роста безработицы будут не намного ниже мировых 10,5%.