От редакции: Грустный Роджер

Совет министров обороны стран НАТО изменил повестку вчерашнего саммита и занялся борьбой с пиратством. Причина – обострение обстановки у берегов Сомали. Местные пираты захватили самую крупную и дорогую добычу за всю историю морского разбоя. Саудовский супертанкер Sirius star водоизмещением около 300 000 т в три раза больше крупнейших американских авианосцев и в пять раз – российского крейсера «Адмирал Кузнецов». Если оценивать баррель нефти в $50, то стоимость захваченного груза – $100 млн.

Возможно, серьезные потери наконец заставят крупнейших поставщиков и потребителей минерального сырья и иных товаров – как частный бизнес, так и государства – задуматься о безопасности судоходства у берегов Африканского Рога. Пиратство стало доходной индустрией. Морские разбойники нападают на крупные корабли с ценными грузами – можно вспомнить украинский сухогруз «Фаина» с танками на борту и танкер Front Voyager водоизмещением 155 000 т, которому удалось уйти от преследователей. Сомали похожа на карибские флибустьерские квазигосударства XVII–ХVIII вв., жившие грабежом и получением выкупа (за освобождение «Фаины» требуют от $8 млн до $20 млн).

Однако можно сократить прибыль нынешних корсаров. Но удлинение маршрутов, ожидание конвоя военных кораблей и наем вооруженной охраны снизит премии за скорость и повысит издержки. Известная компания Lloyd’s уже продает новый продукт – страховки для судов, идущих через Аденский залив, за $12 000, страховки от захвата и требований выкупа за $19 000. Некоторые компании, например норвежская Odfjell SE, владеющая 16 крупными танкерами, уже объявила, что их корабли будут обходить опасные воды.

Как отмечают специалисты центра «Афроэкспертиза», чтобы уничтожить социальные корни пиратства в Сомали, необходима наземная операция с целью восстановления в стране нормальной жизни и дееспособного государства. После неудачи США в 1993 г. на это вряд ли кто решится. Но совместные действия государств – под эгидой ООН – необходимы. Нужны как минимум совместные усилия спецслужб по ликвидации агентуры пиратов, которая информирует их о выходе кораблей из портов.