Мнения
Бесплатный
Андрей Колесников
Статья опубликована в № 2274 от 14.01.2009 под заголовком: Политэкономия: Автопробегом по оппозиции

Политэкономия: Автопробегом по оппозиции

Настоящая жизнь пролетела мимо, радостно трубя и сверкая лаковыми крыльями» – эта литая фраза из Ильфа и Петрова замечательным образом описывает ощущения части российской политической оппозиции при виде акций протестов автомобилистов. Вот они – четкий и внятный месседж, ясная мысль, разделяемые ценности, понятная цель, хорошо видимый оппонент. Это так не похоже на невнятицу платформ, многоголосицу позиций и амбиций, нечеткость месседжа, мало чем отличающуюся от слогана иных времен – «Банду Ельцина под суд!».

Коммунисты и «несогласные» решили вскочить в последнюю машину в колонне «автопробега» против повышения пошлин на иномарки – погулять на чужой свадьбе за чужой счет, не будучи приглашенными. Автомобилисты от добровольных помощников не в восторге. Но это конкретные обстоятельства конкретной истории. Попытка же проехать как блоха на собаке в сколько-нибудь заметную политику в очередной раз демонстрирует отсутствие у оппозиции четкой позитивной программы или хотя бы одного слогана, совпадающего с интересами граждан.

Власть обессмыслила политический процесс установлением партийной монополии на выборах всех уровней. Оппозиция обессмысливает политический процесс его окончательной карнавализацией снизу – правда, толку меньше, чем от карнавалов в Венеции или Рио-де-Жанейро. Главный предмет обсуждений вечно объединяющейся оппозиции – кто, когда и зачем «продал душу дьяволу», т. е. власти. Внимание уже переключено с собственно критики власти – оппозиция увидела более крупную дичь: бывших соратников вроде Никиты Белых, у которого руки стосковались по нормальной мужской работе. Как писала Яна Яковлева, руководитель НП «Бизнес солидарность», проходившая в свое время по «делу химиков», «у активных <...> людей нет сил и времени на ту политику, которая ничего не решает» («Ведомости», 13.10.2008, № 193).

Негативные программы и месседжи, тем более если они не слишком конкретны, не работают. Это в конце 1980-х можно было объединить оппозицию на простой и предельно широкой платформе – антикоммунистической. Такая ситуация сейчас не повторится: гражданское сознание просыпается только тогда, когда не слишком адекватное управленческое решение затрагивает шкурные интересы активных слоев населения.

Сформулировать позитивную программу, да еще в условиях искусственно созданной за восемь лет атмосферы, способствующей политической апатии населения, объективно трудно. И уж тем более это невозможно, если оппозиция от лимоновцев до бывших системных либералов будет пытаться объединиться. Во-первых, объединения не произойдет. Во-вторых, для того, чтобы быть эффективными, чтобы предлагать четкие, а не размытые программы и лозунги, совершенно необязательно быть объединенными. Об этом свидетельствует десятилетний опыт «объединения демократов», закончившийся аннигиляцией либеральных партий.

Автомобилисты ровно потому заметны во всероссийском масштабе, что они ни с кем не объединяются – у них неразмытые месседжи и целевая аудитория.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать