От редакции: Дорожный фронт

Россияне стали реже погибать на дорогах и получать травмы в результате дорожно-транспортных происшествий по сравнению с прежними годами. Согласно опубликованным данным российской Госавтоинспекции, в 2008 г. в ДТП погибли 29 936 человек – на 10% меньше, чем в 2007 г., число пострадавших снизилось до 270 883 человек – на 7,3%. Снизилось впервые за последние годы и количество ДТП.

Количество погибших и пострадавших в ДТП зависит от суммы факторов – качества автомобиля, культуры вождения, организации движения и, наконец, состояния дорог. Вряд ли можно говорить о радикальном улучшении трех последних. Однако в 2003–2008 гг. россияне купили более 5,9 млн новых иномарок (включая машины отечественной сборки), 2,2 млн подержанных иномарок и около 4,7 млн отечественных авто. В 2008 г. рост количества безопасных машин наконец привел к существенному снижению смертности. Уровень смертности в ДТП в регионах резко отличается прежде всего в зависимости от возможности жителей купить безопасную машину. В среднем по России один погибший приходится на семь аварий, в Москве – один на 16 (почти как во Франции), в Тюменской области – один на девять, в «праворульных» Приморском и Хабаровском краях – один на восемь. Там, где больше ездят на изделиях отечественного автопрома, риск погибнуть в аварии выше – в Калужской и Ленинградской областях летальный исход приходится на пять ДТП, в Краснодарском крае – на шесть. Если россияне пересядут, как этого хочет правительство, на традиционные отечественные модели, число жертв ДТП может снова вырасти.

Нужно оговориться, что статистика ГАИ не учитывает всех умерших в результате ДТП – считаются только погибшие на месте. Конечно, в России на дорогах по-прежнему гибнет больше людей, чем в среднем по Европе, но важно зафиксировать появившуюся тенденцию к улучшению. Эта тенденция – аргумент за расширение, а не сужение рынка иномарок в России.