Наше «мы»: Можно им – можно и нам

Ни к одной стране мира нет у россиян такого сложного отношения, как к Израилю. Оно очень непростое у «никак не относящегося» большинства, но сложное и у тех немногих, кто прямо заявляет, что чувствует к этой стране симпатию либо антипатию. Приятно, что пускают без визы. Но приятно и поддержать их самых лютых врагов.

А тут еще эта война. С ней все совсем запуталось. За кого мы? Если у нас стараются, как могут, восстановить славные советские времена, то ясно, что мы должны быть против Израиля. Во-первых, те мы, кто себя считает заодно с угнетенными народами Востока, вообще с бедными и т. д. (Правда, таких у нас нынче мало осталось, они более многочисленны на Западе.) Во-вторых, те мы, кто вообще против сионизма, как нам его описала советская пропаганда. Противники сионизма – такие тоже есть в известном количестве (хотя их, конечно, больше на Востоке). В-третьих, те мы, кто против империализма и происков США. У нас ведь, по январским данным «Левада-центра», чаще виноватыми в «продолжении кровопролития и нестабильности на Ближнем Востоке» считают не палестинскую (14%) и не израильскую (12%) сторону, а американцев и НАТО (30%). Идея, что за конфликтом стоит Америка, сближает в наших глазах эту войну с недавней войной на Кавказе. И склоняет к тому, чтобы симпатизировать врагам и Америки, и Израиля.

Среди поводов осуждать действия Израиля есть и такой: если это ответ на запускаемые из сектора Газа ракеты, то ответ несоразмерен. С этим выступили демонстрации в Европе, так говорят несогласные в самом Израиле. В нашей среде такая реакция представлена очень слабо. И не потому, что был выдвинут, например, аргумент, что Израиль защищает себя не от уже нанесенных ударов, а от тех, к которым в Газе шла активная подготовка и которые обещали Израилю если не полное уничтожение, то тяжелейшие потери.

Нет, у нас 47% осудили операцию «Расплавленный свинец», но 17% выразили одобрение. А среди военных одобряли даже чаще среднего – видимо, те, кто считает, что в мире уважается только сила. Они за нее же уважают Израиль. Военные ведь чаще всех остальных дают ответ, что «проблему терроризма следует решать только путем уничтожения террористов». Так полагают 56% и при этом часто ссылаются на то, что именно так, мол, всегда поступает Израиль.

Некоторые потому и поддерживают Израиль «в его стремлении обуздать экстремистов». Но это всего 6% взрослого населения. Правда, «поддержать палестинцев в их борьбе против Израиля» согласно еще меньше – 4%. А большинство заняло такие позиции: «приложить все силы для мирного разрешения конфликта» – 38% и «оставаться в стороне, не вмешиваться в этот конфликт» – 34%.

В этом конфликте 57% россиян «ни на той, ни на другой стороне». И почти поровну сторонников у палестинцев (12%) и израильтян (10%). Но это в среднем. Среди селян их соотношение 18% и 7%, тогда как среди жителей столиц – 5% и 20%.