Статья опубликована в № 2283 от 27.01.2009 под заголовком: От редакции: Перед разрядкой

От редакции: Перед разрядкой

Российский премьер Владимир Путин в воскресенье в интервью Bloomberg Television выразил «осторожный оптимизм» по поводу отношений России и США. Путин чувствует «некоторые сигналы», свидетельствующие о том, что Барак Обама пересмотрит приоритеты американской внешней политики, в частности, по поводу размещения ПРО в Европе и членства Украины и Грузии в НАТО.

Вчера состоялось неформальное заседание совета Россия – НАТО (работа совета была приостановлена во время войны в Южной Осетии по инициативе НАТО). Официальные контакты между Россией и НАТО возобновятся в феврале, заявил вчера постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. Появились сообщения о том, что Россия и НАТО расширят сотрудничество в рамках афганского транзита (переброска невоенных грузов в Афганистан через территорию России).

В то же время министр обороны Польши Радослав Сикорский, один из кандидатов на пост генсека НАТО, заявил, что альянс совершенно не стремится к дальнейшему расширению, а членство в альянсе Украины и Грузии – «достаточно отдаленная перспектива».

Может быть, настало время новой разрядки? В прошлом году отношения испортились совсем. А в этом году цена нефти уже не та. Москва подает сигналы новой американской администрации в надежде, что та изменит политику в отношении России. И дело не только в нефти: новый президент, надо выстраивать новые отношения. Весь мир сейчас ждет чего-то от Обамы. Вопрос в другом: ждет ли Вашингтон чего-либо от Москвы?

Да, Обама очень осторожно высказался по поводу ПРО в Европе и выразил желание заняться новыми договоренностями по контролю над ядерным оружием (это острая тема: договор СНВ-1 заканчивается через год, а вместе с ним и система взаимного контроля). Но первое никак не зависит от России: демократы были противниками создания района ПРО в Чехии и Польше и до избрания Обамы, так что в этом смысле Обама придерживается линии партии. А второе – техническая неизбежность.

В целом же особой российской политики не было и у администрации Буша – тем более не будет у Обамы. Перед ним стоят более серьезные вызовы на фоне огромных ожиданий: мировой экономический кризис, взаимоотношения с Китаем (от которого в отличие от России экономика США сильно зависит), война в Ираке, операция в Афганистане, Иран и проблема контроля над оружием массового поражения.

У США нет с Россией серьезной торговли, в США нет общественного запроса на российскую политику. Отношения с Россией вряд ли входят в десятку приоритетов. На пару ступенек Москва может подняться просто в результате неизбежного пересмотра приоритетов новой администрацией.

В Кремле и МИД РФ то ли не понимают этого, считая российско-американские отношения основой основ международной жизни, то ли сознательно продвигают этот тезис для внутреннего употребления. В результате, правда, возникают порой странные решения. Скажем, в связи с размещением ПРО в Европе Россия пообещала поставить под Калининградом ракеты. Этот «асимметричный ответ» польстил патриотически настроенным гражданам. Зато напугал Европу и усложнил достижение дальнейших договоренностей. Не исключено, что можно было никак не отвечать, внимательно оценив политическую и экономическую ситуацию в США (неизбежный приход в Белый дом демократов, кризис, замораживание проекта). Вот и нынешние слова Путина об оптимизме в отношении Обамы соседствовали с обвинением администрации Буша во всех бедах Украины вплоть до январской газовой войны. По меньшей мере странно полагать, что Обаму это обрадует.

Невступление в НАТО Грузии и Украины – скорее отсрочка, связанная с ситуацией в этих странах. Вряд ли можно считать это плодом российской внешней политики.

Реально сейчас интересы России и США совпадают в контроле над ядерными вооружениями и в афганском транзите. Логично на этих направлениях сосредоточить усилия, попутно нарабатывая утерянные навыки диалога и схемы решения проблем к взаимной выгоде.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать