Джозеф Байден

За бурной радостью по случаю вступления в должность президента США первого мулата Барака Обамы как-то потерялся один немаловажный момент: сменился также вице-президент. Сошел с политической сцены не только крайне непопулярный комик Джордж Буш-младший, но и его главный режиссер Дик Чейни.

Чейни, болезненный человек (четыре инфаркта!), начал политическую карьеру 40 лет назад; в середине 1970-х он работал начальником канцелярии президента Джеральда Форда, сменив на этой должности Дональда Рамсфельда (министра обороны в труппе Буша-младшего). Чейни был министром обороны при Буше-старшем. Тогда разваливавшийся Советский Союз принял участие в антииракской операции «Буря в пустыне»; тогда же, пишут американские источники, у Чейни (а также его заместителя Пола Вулфовица и Рамсфельда) возникла весьма живучая концепция: США должны быть способны вышибить дух из любой страны или альянса, если будет поставлена под сомнение американская гегемония в мире. Буш-старший не дал хода этой идее.

Но в правительстве Буша-младшего серьезных оппонентов у Чейни уже не было. Особенно же правильной старая идея стала казаться им с Рамсфельдом после 11 сентября 2001 г. Сказать, что только она привела к вторжению в Ирак, нельзя, но нельзя не сказать, что правительство Буша-младшего ею руководилось, и не только в иракской афере.

Джозеф Байден, сменщик Чейни, на здоровье не жалуется. До сих пор не занимал постов в американском правительстве, но долгие годы работал в сенатском комитете по иностранным делам, в том числе председателем. Он был противником «Бури в пустыне» – и одним из организаторов войны в Боснии. Его субботняя речь на международном совещании по безопасности в Мюнхене взорвала мир, хотя прозвучала весьма миролюбиво. Байден просто предложил геополитическим соперникам США забыть старые распри: «Пора нажать клавишу «перезагрузка» – и пойти навстречу друг другу». Это, конечно, не значит, что США уже не думают размещать элементы противоракетной обороны в Европе или собираются позволить Ирану свободно развивать ядерную и ракетную программы; но это точно значит, что для сохранения гегемонии в мире правительство Обамы ищет менее агрессивных, а главное – более дешевых способов.