Sukhoi Superjet 100

Когда в небе над Жуковским появился самолет, не верилось, что это тот самый Sukhoi Superjet 100! О нем много говорилось с высоких трибун, его плакатами пестрел прошлогодний авиасалон Фарнборо, он несколько лет демонстрировался на выставках в виде настольного макета. У меня даже мелькнула мысль: «А вдруг это какой-то существующий самолет, перекрашенный под SSJ?»

Программа SSJ с бюджетом в $1,4 млрд успешно стартовала в 2000 г.: самолет, существующий только в компьютерной графике, сразу заказал «Аэрофлот». Сейчас на SSJ почти 100 твердых заказов, создано СП «Сухого» и Alenia для продвижения новинки на мировом рынке (до 2024 г. есть план продать 800 машин).

Но какой? В год не продается и десяти гражданских лайнеров отечественного производства, а самым современным считается Ту-204 – модификация советской «тушки». Отсутствие пассажирского самолета, подходящего авиакомпаниям, и стало причиной создания SSJ.

Этой идеей загорелся Михаил Погосян, гендиректор АХК «Сухой», профессиональный конструктор боевой техники. В СССР, кстати, «тушки» проектировали те же инженеры, что и военные самолеты. Поэтому пассажирские лайнеры были охочи до топлива и гудели чуть тише, чем истребители.

Погосян не стал упорствовать, а обратился за консультациями к Boeing, с которой давно знаком по военной линии. Амбициозный проект приглянулся правительствам России, Италии, Франции, которые выделили субсидии.

После благословения на высшем уровне в проект потянулся и бизнес: инвесторы – итальянская Alenia и французская Snecma, кредиторы – ВТБ, Сбербанк, ЕБРР.

Вот-вот начнется серийное производство. И уже не так критичен сдвиг программы на год (первый самолет «Аэрофлот» ждал в ноябре прошлого года, а получит в декабре этого), а также ее удорожание. У SSJ мощное лобби: на него приезжал посмотреть сам Владимир Путин.

Вот только вовремя ли прилетел SSJ? Мировой авиарынок уже просел почти на 20%, перевозчики прогнозируют убытки, сокращают парк, маршруты, персонал... Погосян сделал вид, что не расслышал этого вопроса.