От редакции: Лампочки Ильича

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС способна усилить сомнения по поводу реформы электроэнергетики. Реформа имела и имеет серьезных противников – прежде всего лоббистов промышленных потребителей энергии. Основные претензии к реформе: дробление ранее единого РАО ЕЭС на множество компаний, занимающихся генерацией, передачей и распределением электроэнергии, осложнило технологии контроля и распылило ответственность; конкуренция между участниками рынка, потратившимися на покупку активов, вынуждает их интенсифицировать получение прибыли, увеличивая риск перегрузки мощностей.

«Во всем виноват Чубайс», который провел реформу РАО, – одна из основных позиций в комментариях причин аварии на ГЭС. Эта позиция сводит причины к человеческому фактору: либо была нарушена технология («в погоне за прибылью»), либо недостаточное внимание уделено контролю и безопасности. Если окажется так, это не ставит под сомнение собственно структурную реформу в отрасли, но ставит вопрос подготовки и замены кадров, в том числе инженерных. Непростая, но понятная и в перспективе решаемая проблема.

Противоположное мнение заключается в том, что реформа запоздала, инвестиции не успели в отрасль. Эта позиция сводит причины аварии к износу фондов. Год назад в момент ликвидации РАО износ оценивался в 65%, общая инвестиционная программа стоит 4,4 трлн руб. до 2020 г. и предполагает полную модернизацию ветхих мощностей и строительство новых. Продажа активов привела в отрасль большие деньги, однако прогноз потребления электроэнергии казался завышенным и год назад, а в период кризиса стал восприниматься как фантастический; активы тем временем сильно упали в цене. Несмотря на жесткий контроль правительства, инвестиционная программа будет сокращаться, а реализация проектов – откладываться. Тем более что правительство сдерживает рост тарифов на электроэнергию. Разворот реформы этой проблемы не решит: у государства денег на модернизацию нет.

Проблема старения фондов характерна не только для России, хотя у нас есть свои субъективные причины для ее актуализации. Это гораздо более сложная проблема, чем дефицит инженерных кадров. О том, насколько правительство осознает сложность ситуации и необходимость комплексных мер, мы сможем косвенно судить по тому, какая версия аварии станет официальной и какие решения будут приняты по итогам расследования.