От редакции: Клевета во спасение

Граждане вправе обращаться лично и направлять в государственные органы индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, сказано в статье 18 закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Статья 19 обязывает граждан при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных работ.

Первое уголовное дело по итогам аварии на Саяно-Шушенской ГЭС (СШ ГЭС) заведено против журналиста Михаила Афанасьева. По мнению прокуратуры Абакана, он, «обладая достоверной и официальной информацией о том, что на СШ ГЭС идут непрерывные работы по ликвидации <...> чрезвычайной ситуации и принимаются меры к поиску без вести пропавших людей <...> распространил заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство и подрывающие репутацию должностных лиц, руководства Республики Хакасии и ГЭС <...>». В постановлении есть фамилии, хотя в сообщении в интернет-журнале «Новый фокус» и своем блоге Афанасьев ни одной фамилии не упоминал. Он писал, что, по данным родственников пострадавших, в машинном зале станции слышны стуки людей, выживших в «воздушных карманах», существует способ их спасти, но донести информацию напрямую до начальства невозможно, надо попытаться сделать это через интернет.

Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов говорит, что информация была донесена до людей в Кремле и в МЧС и принята к сведению. Правда, глава МЧС Сергей Шойгу обиделся: «Звонят мне из Москвы и говорят, что в интернете пишут, что якобы люди, которые там находятся, стучат, а здесь сидят бесчувственные и ничего не делающие».

Возможно, предложенный Афанасьевым способ спасения неверен. Но хочется надеяться, что распространенная им информация была проанализирована не только прокуратурой. Дело о клевете пусть будет рассмотрено судом. А за активную гражданскую позицию Афанасьева хорошо бы наградить.