Медведев – слушающий президент

После статьи Медведева «Россия, вперед!» власть впервые обрела лицо. Появился человек, который хочет слушать. Напрямую, а не через посредников. Медведев предложил всем высказать свое мнение. Теперь Медведеву пишут и ученые, и заключенные. Умение слышать – шаг по пути к слову «делать».

Сегодняшняя система передачи сигналов устроена таким образом, чтобы сигналы снизу не были слышны наверху, а сигналы сверху тонули посередине. Путь, который выбрал Медведев, обходит сложившуюся систему подавления сигналов. Он слушает не только через доклады подчиненных, а напрямую: через блог, через чтение раздела «Комментарии» в «Ведомостях», через общение с бизнесменами. Похоже, что президент Медведев разочарован в существующей бюрократической машине подавления сигналов.

Дело не в сборе материалов для послания-2009, дело в личности нашего президента. До настоящего времени ни один гражданин не мог быть услышан, сегодня его слышит президент. Это нестандартный ход для серой безликой массы бюрократии и чиновничества, не имеющей своего мнения, которую мы привыкли видеть везде.

Сбор информации, который организовал Медведев, возможно, потребуется ему для проверки работоспособности всех институтов в стране. Без четко работающих институтов власти невозможны никакие реформы. Это и часть борьбы с коррупцией, и модернизация – без знания, что происходит в стране, на самом деле невозможно что-то реформировать. А модернизация и есть реформа. Провести такую реформу без сканирования всех институтов невозможно. Сбор и обработка таких сигналов снизу займет время, но само желание их собирать – это прорыв для нашей страны, где до сих пор все было ориентировано на сбор денег.

Выборы 11 октября 2009 г. – один из таких сигналов. Институт выборов в России дал заметный сбой. Возможности, которые предоставляет административный ресурс в сочетании с законодательными закладками, стали настолько безграничными, что вышли из-под контроля. Создается ощущение, что 11 октября страна прошла точку невозврата. У многих граждан подорвано доверие к выборам как таковым.

«Победа на выборах – это свидетельство единения народа с действующей властью», – сказал Борис Грызлов. Если вдуматься, единая – в лице кого? В Москве список возглавлял Юрий Лужков, очевидно было, что он откажется от мандата, но в пользу кого? Кто тот человек, которому отдал мандат Лужков и два других места? По существующей системе это может быть кто угодно. Избиратель лишен права выбирать напрямую тех людей, кто ему нравится. Он голосует за некий партсписок. А кем он сформирован? Кто эти люди? Почему они? Если я знаю достойных людей в моем округе, которые сделали для его жителей в тысячи раз больше, чем все эти фамилии в списках, какой мне смысл отдавать свой голос за списочников? Я ценю свой голос, хочу, чтобы мой выбор был ясным, прозрачным. Если же голосуешь за одного, а вместо него ставят другого по очереди из списка, это какая-то «списочная демократия». Если я голосую за список – я голосую за непрозрачность, за мутность. Где мутность – там коррупция. Со «списочной демократией» не сделаешь модернизацию страны.

Кто-то говорил, что наш народ пока не готов к демократии. Пусть граждане подрастут, повзрослеют, ума-разума наберутся лет еще за 10 или 20. А пока откажемся от одномандатных выборов в округах, поставим запретительный барьер для партий в 7%, соберем в списки нужных кандидатов. Если так, то и модернизации придется подождать лет 10–20.

Мысль о том, что народ не дорос до демократии, лишает страну шансов на модернизацию. Кто будет делать модернизацию? Для модернизации нужны не списки, а личности.

Главное – человеческий ресурс. Более всего страна нуждается в смелых, волевых, талантливых людях. Таких людей сегодня составители списков вычеркивают первыми. Составителям списков не нужны конкуренты. Выборы, на которых народ выбирает не списки, а личности, смогут всколыхнуть, привести к работе государственного масштаба человеческий капитал.