Воровать технологии нехорошо, но все развивающиеся страны делают это

С тем, что российскому автопрому как воздух нужен доступ к современным технологиям, не спорит никто. Ни потребители, даже во время кризиса не готовые пересаживаться на хоть и дешевые, но морально устаревшие Lada, ни автопроизводители, ни чиновники. Получить доступ можно разными способами. «АвтоВАЗ», например, привлек в качестве стратегического партнера Renault, которая помогает ему модернизировать производство и разрабатывать новые модели Lada, а после публичных высказываний Путина компания даже готова делать это бесплатно. Группа ГАЗ, собираясь разрабатывать «Газель» нового поколения, купила в Великобритании производителя микроавтобусов LDV и перенесла из Детройта в Нижний Новгород целый автозавод плюс право выпускать одну из моделей Chrysler под брендом Volga Siber. Другие компании вроде «Ижавто» предпочитали просто выпускать чужие модели на собственных мощностях, отказавшись от амбиций превратиться в независимого производителя с собственными марками.

«Тагаз» пошел другим путем. Как установил на этой неделе корейский суд, компания использовала для разработки собственного автомобиля Tagaz Vega интеллектуальную собственность General Motors – а если по-простому, то чертежи модели Chevrolet Lacetti, по которым и выполнила свой автомобиль. Одновременно суд запретил «Тагазу» далее производить Vega. Вряд ли корейское правосудие ошиблось: все эксперты сходятся во мнении, что создать совершенно новую машину за три года могут лишь крупные автоконцерны, где этот процесс давно отлажен, но и в этом случае затраты составляют от $1 млрд.

Эта история для российского автопрома не новая – большинство автомобилей, создававшихся в СССР, были разной степени легальности репликами машин американских и европейских производителей. И, как ни крути, история с Vega имеет самое прямое отношение к привлечению в Россию современных технологий, о чем постоянно рассуждают и государственные мужи, и бизнесмены. Почему, в конце концов, этим способом широко пользуются китайцы, почему красть чужие технологии можно было корейцам? Может, и нам нужно так же, только следы заметать получше, чем это получилось у «Тагаза»? Наверное, и можно. Но как-то стыдно.