Стоит ли инвестировать $5 млн чужих денег в рыбную ловлю в Африке

«После шести месяцев переговоров Нитал О’Катасах и Том Кэрнес, представители private equity фонда Manocap, созданного для инвестиций в послевоенные африканские страны, стояли на пристани, принадлежащей Sierra Fishing Company (SFC), смотрели на траулеры, разгружавшие рыбу, и размышляли, правильно ли они выбрали свой первый объект для инвестиций» – так, вполне стандартно, начинается самый необычный кейс, который я разбирал в INSEAD.

Sierra Fishing Company – это осколок некогда могущественной рыболовецкой компании, созданной Сьерра-Леоне при помощи Советского Союза. Тогда под флагом компании ходили 150 судов, она была крупнейшим налогоплательщиком и работодателем страны. Потом случился развал Советского Союза и семилетняя кровавая гражданская война в Сьерра-Леоне, превратившая богатую алмазами страну в одну из самых нищих на планете. ВВП на душу населения – $260 в год.

К концу 2008 г. у SFC осталось только четыре собственных траулера, еще восемь арендуются у двух китайских компаний.

Несмотря на то что фонд инвестирует в Африку всего $6 млн, это деньги конкретных частных инвесторов, которые хотят помочь развитию бизнеса на континенте и серьезно относятся к этому проекту. Ниталу с Томом предстоит серьезная работа – убедить комитет в целесообразности вложения $5 млн в 40% SFC.

Начнем с рисков. Возможность новой гражданской войны, малярия (и Том, и Нитал уже переболели ею несколько раз) и полный развал инфраструктуры в стране. Рыболовецкие лицензии стоят копейки, а раздают их за взятки. Море браконьеров. Компании с лицензиями сами ловить не могут из-за отсутствия судов и передают свое право иностранным рыбакам, которые плевать хотели на правило поставки 30% улова на сушу. Экспорт в ЕС запрещен (браконьерам это не мешает продавать рыбу в Европу). Доля предыдущего инвестора, нигерийского бизнесмена, размыта несколько лет назад. Тем не менее владелец компании – авторитетный предприниматель с хорошими связями во власти, сын основателя компании Бассем Мохаммед настаивает, чтобы ему принадлежало не меньше 60% акций. Бухгалтерские книги не отражают реального положения вещей, и, чтобы восстановить картину прошлого года, потребовалось примерно 2,5 месяца.

В чем же привлекательность инвестиций? Во время войны рыбу не ловили, поэтому запасы ее велики. В том числе и ценной рыбы. Запрет на экспорт в ЕС может быть снят в 2010 г. Ниталу и Тому удалось наладить хороший контакт с Мохаммедом, они ему доверяют. Государство поддерживает инвесторов, поскольку $5 млн – это невиданная для Сьерра-Леоне сумма, более того, оно хотело бы сделать этот проект знаменем успешной трансформации страны. Правительство заинтересовано в том, чтобы рыбные ресурсы разрабатывала одна компания, которая платит налоги и обрабатывает рыбу на берегу. В 2008 г. SFC заработала первую прибыль за много лет. Manocap решился. Смелые люди.