Транспортный налог несправедлив

Есть такая политическая мудрость: самый простой способ сделать человеку хорошо – сделать ему плохо, а затем вернуть как было. Этим приемом воспользовались российские власти: сначала они одобрили удвоение базовой ставки транспортного налога, а затем, дождавшись волны недовольства, отменили собственное решение.

Правда, частично. Базовую ставку снизили – для автомобилей до 100 л. с. она останется на уровне 5 руб. за 1 л. с. вместо запланированных 10 руб. Зато регионам (в их бюджеты идет налог) разрешили увеличить (ну или снизить) ее не в 5, а в 10 раз. Арифметический закон «5 умножить на 10 равно 10 умножить на 5» здесь не работает. Ведь теперь если повышение налога и состоится, то будет полностью на совести региональных властей, а не правительства, президента или фракции «Единая Россия».

Экономические аргументы в пользу повышения налога спорны. С его повышением владельцы мощных автомобилей и транспортные компании (от них регионы получают наибольший доход) могут начать перерегистрироваться в соседние регионы, где ставка ниже. Или по договоренности с гаишниками «убивать лошадей» в документах на машину. Упадет и собираемость налога. Так что многие регионы со ставками, близкими к максимальным (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород), уже объявили о том, что налог останется на прежнем уровне.

Транспортный налог несправедлив. Доходы от него напрямую не связаны с инвестициями в дорожное строительство. При этом состояние дорог даже в Подмосковье ужасное. Неудивительно, что многие предпочитают купить старый мощный джип, а не новый экономичный городской автомобиль, но стоит ли их за это наказывать налогом?

Налог не учитывает и пробег автомобиля, а значит, и вред, который он наносит дорожному покрытию. На мощном джипе можно выезжать несколько раз в год, а «легковушку» использовать ежедневно, но налог на первый будет в разы больше. Почему нельзя включить часть налога в цену бензина – тогда бы тот, кто ездит больше, и платил больше?

Наконец, закон в нынешнем виде не обязывает дифференцировать ставку налога в зависимости от экологичности двигателя, габаритов или массы автомобиля, как это делается во многих европейских странах. Так, в Москве с любого легкового «ВАЗа» придется платить не более 700 руб. налога, а, например, с аналогичного по размерам Mazda-3 MPS – около 39 000 руб. при несравнимых показателях выбросов.