Власти начали спасение моногородов

Если верить правительству, Россия находится на пороге масштабного переустройства моногородов – наследия сталинской индустриализации. Тольятти, Байкальск и Пикалево оказались в одном списке лишь потому, что они у всех на слуху. Моногорода все слишком разные, чтобы им подошел один универсальный рецепт оздоровления.

По методике Минрегиона, моногородом считается населенный пункт, где 25% и более жителей работают на одном предприятии или не менее 50% производимой продукции относится к одной отрасли. В нашей стране около 340 городов, жизнь которых полностью зависит от состояния дел на градообразующем предприятии. Есть как минимум две большие группы: города, базовые для крупного бизнеса, где расположены важнейшие активы, где более высокие доходы местных бюджетов и заработки, – и города, менее значимые для бизнеса, где находятся непрофильные или второстепенные активы, где невысокие зарплаты. Базовые города в среднем почти вдвое крупнее и уже поэтому более жизнеспособны. Там занятость сохраняется за счет неоплачиваемых отпусков, сокращенной рабочей недели и т. д. У моногородов с второстепенными и непрофильными бизнес-активами все гораздо хуже. Там уже происходят массовые увольнения. По данным Минрегиона, в 17 моногородах уже сложилась кризисная ситуация, а в 60 она может стать таковой в ближайшее время.

Список наиболее нуждающихся в помощи 27 моногородов правительственная комиссия утвердила в конце 2009 г. Государство выделило им на всех 10 млрд руб. прямых бюджетных субсидий и еще 10 млрд руб. в виде трехлетних кредитов. Первые 20 проектов поддержки моногородов должны стартовать в I квартале 2010 г. Но программы действий в каждом конкретном случае разные, и о них мало что известно. То, что становится достоянием СМИ, выглядит как очень осторожные первые шаги.

Например, программа переселения автовазовцев из Тольятти в город Тихвин Ленинградской области. Из многих тысяч уволенных только 500 семьям предоставляется возможность переехать к месту новой работы. Выбор людям предстоит непростой: поменять жилье в крупном (720 000 человек), практически курортном городе в черноземном центре России на уединение затерянного среди лесов и болот 60-тысячного северного городка. В Тихвине строится современный вагоностроительный завод, который должен начать работать через год.

Может быть, это решение покажется людям достойным. Но это похоже на проект возрождения одного моногорода за счет переселенцев из другого, гораздо более перспективного с точки зрения перепрофилирования. В Тольятти возможностей для диверсификации местной экономики больше, чем в Тихвине. Если браться за переселение, то почему бы, например, не переселять жителей моногородов в Сочи, где разворачивается грандиозная олимпийская стройка, требующая большого числа рабочих рук?

Одно из предложений по перепрофилированию города Байкальска – развивать там переработку клубники. Учитывая, что до ближайшего серьезного рынка сбыта клубники оттуда сотни километров, сможет ли город выжить за счет такого проекта?

К программе поддержки моногородов проявляет большой интерес руководитель госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Предприятия его холдинга являются образующими для 20 городов – в основном там находятся оборонные предприятия и автомобильные производства. Чемезов написал письмо Путину с просьбой назначить «Ростехнологии» координатором программы модернизации тех моногородов, где присутствуют активы холдинга.

Деньги по программе поддержки моногородов выделяются местным бюджетам. Но инвестиционные проекты в рамках программы местные власти формируют вместе с бизнесом. Так что «Ростехнологии» могут получить дополнительный ресурс для модернизации и улучшения своих активов. Если это пойдет на пользу жителям целых 20 городов, инициативу можно только приветствовать. Но общество должно участвовать в обсуждении планов спасения хотя бы своего собственного города.