Гражданское общество потребителей

Часто ли вы просите друзей рекомендовать хорошего сантехника или няню, ходите на форумы в поисках отзывов о хирурге, который должен сделать вам операцию, или ищете через знакомых надежную автомастерскую? Сарафанное радио, которое традиционно передает информацию о «проверенных» врачах, юристах и электриках, в последние годы переселилось в интернет.

В России это пока что разрозненные форумы, больше напоминающие ни к чему не обязывающую переписку друзей. А в США, например, сарафанное радио переросло в масштабный бизнес. На специализированных сайтах вроде www.angieslist.com можно найти отзывы и народные рейтинги представителей самых разных профессий по каждому району. Причем народная молва предварительно проверяется. Пользователи сайтов платят за членство, а вот с тех, кто предоставляет услуги, денег не берут: тут главное правило – объективность и честность, а не реклама. На таких сайтах есть и черные списки халтурщиков, и раздел, с помощью которого можно составить грамотную жалобу в суд или проверяющий орган.

Потребители в разных странах давно объединяются в сообщества. Они помогают друг другу защищать права в общении с банками, страховыми компаниями, недобросовестными докторами и юристами. Потому что в сфере услуг грань между хорошей и плохой работой очень трудно формализовать (помните знаменитый вопрос Аркадия Райкина – «К пуговицам претензии есть?»). Никогда не знаешь, эти люди просто хорошо умеют себя продвигать или правда качественно работают. Хороший и плохой юрист могут иметь одинаковые дипломы. А хорошая и плохая поликлиника – одинаковые лицензии. Остается надеяться только на опыт людей, которые уже имели дело с интересующим вас специалистом или организацией.

Потребительские сообщества в развитых странах – самые массовые неполитические объединения граждан. Интернет сделал их еще более популярными. Общества потребителей имеют шансы со временем стать основой гражданского общества в России. Простая цель – получить за свои деньги качественный товар или услугу – объединяет лучше, чем политические лозунги.