Статья опубликована в № 2576 от 02.04.2010 под заголовком: От редакции: Сарафанное радио 2.0

Гражданское общество потребителей

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Часто ли вы просите друзей рекомендовать хорошего сантехника или няню, ходите на форумы в поисках отзывов о хирурге, который должен сделать вам операцию, или ищете через знакомых надежную автомастерскую? Сарафанное радио, которое традиционно передает информацию о «проверенных» врачах, юристах и электриках, в последние годы переселилось в интернет.

В России это пока что разрозненные форумы, больше напоминающие ни к чему не обязывающую переписку друзей. А в США, например, сарафанное радио переросло в масштабный бизнес. На специализированных сайтах вроде www.angieslist.com можно найти отзывы и народные рейтинги представителей самых разных профессий по каждому району. Причем народная молва предварительно проверяется. Пользователи сайтов платят за членство, а вот с тех, кто предоставляет услуги, денег не берут: тут главное правило – объективность и честность, а не реклама. На таких сайтах есть и черные списки халтурщиков, и раздел, с помощью которого можно составить грамотную жалобу в суд или проверяющий орган.

Потребители в разных странах давно объединяются в сообщества. Они помогают друг другу защищать права в общении с банками, страховыми компаниями, недобросовестными докторами и юристами. Потому что в сфере услуг грань между хорошей и плохой работой очень трудно формализовать (помните знаменитый вопрос Аркадия Райкина – «К пуговицам претензии есть?»). Никогда не знаешь, эти люди просто хорошо умеют себя продвигать или правда качественно работают. Хороший и плохой юрист могут иметь одинаковые дипломы. А хорошая и плохая поликлиника – одинаковые лицензии. Остается надеяться только на опыт людей, которые уже имели дело с интересующим вас специалистом или организацией.

Потребительские сообщества в развитых странах – самые массовые неполитические объединения граждан. Интернет сделал их еще более популярными. Общества потребителей имеют шансы со временем стать основой гражданского общества в России. Простая цель – получить за свои деньги качественный товар или услугу – объединяет лучше, чем политические лозунги.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more