Обама не выходит из себя

Американский телевизионный комик Джон Стюарт на днях продемонстрировал телезрителям смонтированное фото: улыбающийся президент Барак Обама в футболке держит в руках вымазанную нефтью птицу и шампунем отмывает ее. «Неужели это я сам делаю, а не кто-нибудь вместо меня!» – восклицает Стюарт, подражая Обаме. Ну да, было бы хорошо, но так ведь это монтаж. «Выйдите из себя, господин президент, ну выйдите из себя хоть раз», – призывает Обаму популярный режиссер Спайк Ли.

Хотя Обама уже дважды съездил в районы Мексиканского залива, переживающие экологическую катастрофу, и продолжает жестко наступать на компанию ВР, которой принадлежит взорвавшаяся нефтяная платформа, граждане ждут от него более живой реакции. Им не хватает «человеческого сочувствия», «глубокого душевного сопереживания их горю», пишут американские газеты, цитируя результаты опросов. «Я был бы рад проводить больше времени, выражая эмоции, но меня не для того наняли на эту работу», – огрызается Обама в интервью Ларри Кингу на CNN.

Разлив нефти в Мексиканском заливе не зря окрестили «нефтяным пятном на репутации Обамы». Он еще раньше вошел в историю США как президент, чей рейтинг показал наиболее стремительное падение (это произошло в октябре 2009 г. из-за экономического кризиса). В январе – апреле 2010 г., когда обещанная еще до президентства реформа здравоохранения проходила через парламент, рейтинг Обамы снижался. Количество одобряющих его деятельность сравнялось с количеством недовольных ею. Разлив нефти нарушил равновесие не в пользу Обамы: рейтинг его поддержки сейчас на уровне 48%, а когда Обама занял Овальный кабинет, ему доверяли 63% американцев.

Репутация ВР, кажется, и вовсе похоронена – годами ее будут проклинать тысячи жителей Луизианы и Флориды. По иронии судьбы и Обама, и ВР делали ставку на «зеленую тему», но теперь именно их имена связаны с нефтяным кошмаром в Мексиканском заливе. ВР вложила десятки миллионов долларов в рекламу, подчеркивающую ее бережное отношение к окружающей среде, и это были не просто слова. Обама пришел к власти в том числе и на волне «зеленых настроений», но по злосчастному стечению обстоятельств был вынужден в начале апреля снять 20-летний запрет на добычу на шельфе ради стабилизации цен на нефть и стимулирования экономики.

По большому счету общественное мнение несправедливо к Обаме и ВР. Эксперты признают, что ВР уже применила все известные человечеству технологии, включая секретные военные разработки, чтобы остановить утечку нефти. Фактически Мексиканский залив сейчас превратился в гигантский полигон для опробования всех возможных способов борьбы с подобными катастрофами. Американцы, следящие за событиями, понимают, что в заливе действительно делается все возможное.

Что примечательно – народ ругает руководителей ВР и Обаму не за то, что они предпринимают какие-то неправильные технические меры, а за отсутствие эмоций. Американцев возмутили «бессердечные огромные рекламные объявления», опубликованные ВР в The New York Times, The Wall Street Journal и многих других изданиях. Вот лишь несколько отзывов: «В этих текстах не было ни намека на человеческое сочувствие», «Они брали на себя ответственность совершенно формально и неискренне», «Если они и предпринимают шаги по устранению утечки и ее негативных последствий, то свою холодную корпоративную душу они в это не вкладывают». К тому же публичные извинения ВР появились только спустя семь недель после трагедии, которая в числе прочего унесла 11 жизней.

Прагматичным бизнесменам и политикам кажется, что рыданиями в эфире делу не поможешь. И в этой позиции, безусловно, есть здравый смысл. Но оказывается, что для людей важно, чтобы лидер не только держал сложную ситуацию под контролем, но и оставался человеком. Знаменитая фраза Владимира Путина «Она утонула», сказанная о трагедии на подводной лодке «Курск», точно не прибавила ему популярности.