Не многие россияне хотят стать предпринимателями

В нашей стране быть предпринимателем крайне непопулярно. Исследование глобального мониторинга предпринимательской активности (Global Entrepreneurship Monitor) показывает, что в России меньше 5% населения планируют открыть собственное дело в ближайшие три года. При этом около половины из них уже и так являются предпринимателями – они просто хотят иметь дополнительный бизнес.

Чтобы осознать, насколько крошечным является предпринимательское сообщество в нашей стране, достаточно взглянуть на других. Если в России уровень предпринимательской активности составил 3,9% в 2009 г., то в среднем в ресурсно-ориентированных экономиках этот показатель достигает 18%. Печально даже не то, что предпринимательская активность россиян одна из самых низких в мире, а то, что она остается на этом уровне все последние годы и не демонстрирует никаких признаков роста.

Даже кризис не стал катализатором предпринимательской активности. Global Entrepreneurship Monitor, правда, зафиксировал в прошлом году некоторое ее увеличение, но в основном за счет самозанятых – тех, кто создает рабочие места для себя и для членов своей семьи. Одна из причин – правительство с прошлого года выдает по 60 000 руб. безработным, которые решат открыть собственное дело. Но такого рода бизнесы не нацелены на устойчивое развитие и создаются как место временного трудоустройства для сокращенных работников.

Почему же россияне не хотят заводить собственное дело? Первое, что приходит в голову, – это тотальная коррупция, плохой инвестиционный климат и печальные истории предпринимателей вроде Ходорковского и Чичваркина.

А вот и нет! Соцопросы показывают, что россияне не занимаются бизнесом из-за отсутствия стартового капитала (20% опрошенных ВЦИОМ), возраста и состояния здоровья (20%). А реже всего наши сограждане ссылаются на бюрократические преграды (2%), коррупцию и отсутствие оригинальной бизнес-идеи (по 1%).

Если это действительно так, то правительству имеет смысл усиленно развивать кредитование малого бизнеса – все остальное народ сделает сам.