Уйти красиво не получится

Американские солдаты и офицеры вскоре уйдут из Ирака. Барак Обама подтвердил, что вывод 144-тысячного контингента к декабрю будущего года – решенное дело. Эффектное заявление президента США можно объяснить имиджевыми причинами. Вывод войск – часть предвыборной программы Обамы. Сейчас ему необходим успех после громкого скандала с недавней публикацией секретных материалов о боевых действиях в Афганистане и провала проходивших под патронажем Вашингтона израильско-палестинских консультаций в Каире. По данным июльского совместного опроса The Washington Post и вещательной компании ABC, рейтинг Обамы упал до рекордно низкого уровня: ему не доверяют 58% американцев, доверяют всего 40%. Полтора года назад результаты были противоположными.

Но проблема глубже, чем имиджевые приобретения или потери американского президента. Обаме, его окружению и военному руководству предстоит разрубить узел, доставшийся нынешней администрации в наследство от прежней. Вашингтон по многим причинам не может продолжать непопулярную войну. Семь с половиной лет кампании дорого стоили США. Армия недосчиталась 4400 военнослужащих убитыми и около 30 000 ранеными. Жертвами войны стали около 60 000 мирных граждан. По сведениям управления Верховного комиссара по делам беженцев ООН, Ирак покинули 2 млн из 26 млн жителей, еще 1,7 млн стали внутренними мигрантами. Ложный предлог для начала войны (наличие у режима Саддама Хусейна химического оружия и его связь с «Аль-Каидой»), непропорциональное применение силы армией и частными охранными структурами, наконец, пытки и издевательства над пленными и подозреваемыми иракцами, тяжелые невзгоды мирного населения нанесли ущерб имиджу США. Наконец, гигантские затраты на иракскую кампанию, по мнению нобелевского лауреата Джозефа Стиглица, стали одной из главных причин кризиса. В 2002–2008 гг. военный бюджет США вырос в 1,5 раза до $484 млрд. Расходы на кампанию в Ираке, которые не включаются в военный бюджет, достигли $700 млрд.

Сейчас Вашингтон пытается продемонстрировать, что вывод войск из Ирака не вызван неудачной борьбой с сетевыми террористическими организациями и не похож на уход американской армии из Южного Вьетнама в 1975 г. или советских войск из Афганистана в 1989 г.

Уйти красиво не получится. Нужно хотя бы уйти правильно, не вызвав дестабилизации положения на Ближнем Востоке. Тогда человеческие жертвы и материальные затраты США, их союзников по коалиции и, наконец, самих иракцев окажутся напрасными. Переброска войск будет планомерной и постепенной. До конца августа Междуречье покинут боевые части: 85 000–90 000 человек, остальные перебросят на прежние или новые места дислокации до конца 2011 г. После этого в стране останутся инструктора, которые продолжат обучение иракских силовиков и полиции. По словам иракского премьера Нури аль-Малики, местная армия и силы безопасности «подготовлены для того, чтобы принять на себя от американских сил всю полноту ответственности за ситуацию». Однако бодрые заверения официальных лиц не соответствуют реальности: в стране часто звучат взрывы, повстанцы из разных подпольных организаций атакуют полицейских и военных.

Проблема не только в многочисленных, часто враждующих друг с другом террористических организациях. Падение диктатуры Саддама Хусейна вызвало обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов внутри Ирака, которые невозможно ликвидировать силой оружия или агентурной работой спецслужб. Для этого необходима сильная и одновременно гибкая власть. Между тем США и их союзники, занятые преимущественно борьбой с вооруженным подпольем, не смогли создать эффективный госаппарат, способный управлять ситуацией в стране. Прошедшие в марте 2010 г. парламентские выборы не слишком изменили ситуацию. Это государство не может считаться состоявшимся ни по эффективности, ни по уровню коррумпированности.