Без стратегии на рынке зерна

«Министерство экономического раз­ви­тия, ваша служба, налоговая служба должны сделать энергичные шаги в направлении создания этой [зерновой] биржи». Владимир Путин, премьер-министр России

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил вернуться к идее зерновой биржи – она, по мысли чиновника, убережет зерно от спекулянтов, которых в товаропроводящих цепочках «десятки, а во многих регионах – сотни». Путин ответил рекомендацией «сделать энергичные шаги». Впрочем, на создание биржи уйдут месяцы, а значит, ждать заметного влияния на нынешний скачок цен не стоит.

Скорость принятия решений о поддержке села в этом году поражает. Например, введения эмбарго на экспорт зерновики, говорят, ждали к концу августа, а объявления о нем – не раньше середины месяца. На деле получилось, что постановление Путин подписал 5 августа – даже до того, как объявил на президиуме правительства, что считает такую меру «целесообразной».

Несмотря на скоростное принятие тактических мер, ясной стратегии не просматривается. Простой пример: засуха и пожары уничтожают урожай в Поволжье и центре страны. При этом в Сибири, на Урале, в Южном и Северо-Кавказском округах сборы с гектара в этом году выше прошлогодних, а значит, зерно там есть. Южные производители, в последние годы продававшие большую часть своего зерна экспортерам, теперь вынуждены искать покупателей внутри страны. Уже сейчас очевидно, что запрета экспорта и привлечения Генпрокуратуры к контролю ценообразования на зерно явно недостаточно, чтобы зерно попало к потребителям. К этому надо добавить, например, решение транспортной проблемы. Но ответственные чиновники на вопрос, обсуждается ли стимулирование внутренних перевозок, отвечают: мол, это рынок – пусть покупатели и продавцы сами находят друг друга. Выходит, экстренные меры регулирования рынка чиновники потихоньку осваивают, а стратегическими предлагают заниматься самим его участникам. Пора бы определиться: государство за жесткое регулирование всего, что происходит с зерном, или за свободный рынок? Ответ на этот вопрос мог бы лечь в основу внятной стратегии государства на зерновом рынке. Без нее битва обречена повторяться каждый год, когда погода будет преподносить зерновикам и неприятные, и приятные сюрпризы.