Почему Россия решила отмечать День капитуляции Японии

Россия впервые широко отметила окончание Второй мировой войны. День подписания капитуляции Японии 2 сентября 1945 г. включили в перечень памятных дат совсем недавно – в июле нынешнего года. Поправки в закон о памятных датах и публичное празднование демонстрируют, что события недавней истории, в том числе Второй мировой войны, сохраняют политическое значение в отношениях России с соседями.

Почему раньше 2 сентября проходило незаметно? Праздник – День победы над Японией – был установлен президиумом Верховного Совета СССР уже 3 сентября 1945 г. Тем не менее эта дата широко не отмечалась ни в советское время, ни в последние годы. Для СССР и России стремительная кампания против Квантунской армии в августе – сентябре 1945 г. была убедительным реваншем за обидное поражение в войне с Японией 1904–1905 гг., после которой Россия потеряла Порт-Артур и Южный Сахалин. Однако она оставалась небольшим эпизодом Великой Отечественной. Несопоставимы были потери (около 12 000 погибших) и военно-политические итоги. Кроме того, в Москве старались лишний раз не говорить, что подписание капитуляции на американском линкоре «Миссури» отражало роль США в кампании на Тихом океане.

Почему теперь отношение России ко 2 сентября изменилось? Россия сблизила с Западом позиции не только в современной политике, но и в оценках истории Второй мировой войны. Москва, подчеркивая ведущую роль СССР в разгроме нацистов и их союзников, признает, что победа была достигнута общими усилиями. Для США, Канады и Австралии победа над Японией – очень значимая часть Второй мировой.

Впрочем, празднование 2 сентября – это еще и ответ Японии. В прошлом году японские парламентарии приняли законопроект «Об исконных территориях страны», в котором «скорейшее возвращение северных территорий» – т. е. Курильских островов – объявлено ключевой задачей внешней политики Токио. Японцы пытаются доказать, что Россия должна вернуть три южных острова и гряду Хабомаи. Отмечая день капитуляции Японии, Россия говорит, что территориальные претензии соседей, как и любой пересмотр итогов Второй мировой, неуместны. Как долго будут продолжаться эти исторические баталии, непонятно.