Доказать свою правоту соседу не менее важно, чем государству

К большому удовольствию властей протестующие, нарушившие запрет на перекрытие дорог, были на днях жестко разогнаны рядовыми согражданами. ОМОНу даже не пришлось вмешиваться: озверевшие водители машин, попавших в пробку из-за того, что группа обманутых дольщиков из Подмосковья перекрыла Горьковское шоссе, затеяли с ними драку, обливали их пивом, а некоторых протащили несколько метров на капотах своих авто. Есть пострадавшие.

Эта довольно некрасивая история в очередной раз показала, что не только власть далека от народа, но сами граждане часто не готовы слушать и понимать друг друга.

Выход на федеральную трассу – с некоторых пор незаконная, но, очевидно, последняя отчаянная попытка группы людей защитить свои интересы. А что делать тем, кто исчерпал все разрешенные методы борьбы за свои права? Что делать тем, кто ходил голосовать и выбрал одних людей, а правят ими другие? Что делать тем, кто подписывал петиции, митинговал там, где это разрешали, но не получил никакого ответа сверху? Что делать тем, кто участвовал в общественных слушаниях, на которых большинство высказалось за одно, а чиновники объявили результатом другое? Что делать тем, кто обращался в суд, но тот принимал решения, противоречащие всем представленным доказательствам?

Что делать, например, жителям подмосковного Жуковского, последние полтора года пытающимся сохранить свой лес, через который власти решили провести дорогу на авиасалон МАКС?

Эта трасса не решает транспортной проблемы города, против нее высказались участники общественных слушаний, а решение 1982 г. о присвоении лесу статуса памятника природы было недавно отменено судом по запросу городского прокурора.

В отчаянной попытке достучаться до властей, продолжавших утверждать, что не в курсе мнения горожан, активисты скинулись и заказали «Левада-центру» опрос, который показал, что 80% населения против вырубки сосен. Итоги опубликовали федеральные СМИ. В ответ – тишина.

Что делать жителям крупных российских городов, у которых отняли право выбирать мэра? Они честно приходили на общественные слушания, честно выступали против назначения градоначальников. Их послушали, покивали головой, но сегодня они больше не голосуют за главу города. По закону.

Можно прекратить борьбу, дав очередной козырь тем, кто не без удовольствия рассказывает о равнодушии и апатии населения. Можно перейти к «незаконным» методам протеста – и получить дубиной по башке или колесами по ногам.

Но если открытый социальный конфликт – исторический двигатель прогресса – станет в какой-то момент неизбежным, следует отдавать себе отчет, что противником может оказаться не только государство. Завоевать сторонников среди своих соседей, объяснить, что права пешеходов так же важны, как и права водителей, а борьба с пробками так же важна, как и борьба за чистый воздух, и что чужое право на протест нужно уважать, – главная задача тех, кто действительно хочет что-то изменить.