Кавказские политики подают пример честности и прямоты

Наши южные политики дают пример честности и прямоты. Председатель чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов на пресс-конференции в Совете Федерации пообещал, что, если будет нужно, «Единая Россия» получит в Чечне 115–120% голосов избирателей. Причем только благодаря лидерам партии: «Если бы во главе «Единой России» поставили других лиц, а не Рамзана Кадырова и Владимира Путина, за нее бы никто не голосовал» (цитата по Regnum).

Можно сделать вид, что чеченский спикер неудачно пошутил по-русски, – и именно такой вид пытается сделать «Единая Россия». А можно предположить, что Абдурахманов говорит правду, просто по некоторой политической наивности не облекает ее в обтекаемые русскоязычные формы. Мы же помним суперуспех «Единой России» на выборах 2007 г. в Мордовии, где партия получила 109%. Ничего невозможного тут нет.

Абдурахманов выступил через день после публикации журналом Newsweek интервью с Рамзаном Кадыровым, в котором тот все с той же кавказской откровенностью рассказал, что хочет видеть Владимира Путина на президентском посту всегда, назвал критиков Путина своими личными врагами и признался: «Пока Путин меня поддерживает, я могу сделать все, Аллах акбар!»

Можно, конечно, увидеть здесь какие-то политические технологии, чуть ли не начало предвыборной кампании по-кавказски (тем более что накануне в Чечне был с визитом замруководителя президентской администрации Владислав Сурков). А можно вспомнить, что Кадыров не впервые признается в любви к Путину. И давайте абстрагируемся от Кавказа: в самом деле, если главу любого региона – да вообще любого чиновника или бизнесмена – поддерживает Путин, тот может сделать что угодно. Зачем стыдиться этого?

Совсем недавно, летом, еще один прекрасный образец кавказской откровенности продемонстрировал президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, доложивший премьеру, что в республике повышены ставки калыма за невест (в связи с инфляцией) и откупа от кровной мести (в воспитательных целях). Звучало дико. Но речь шла всего лишь о том, что в стране действуют понятия, негласное право, а гласное – нет.

Так что, если кому-то из российских политиков или чиновников надо узнать, как что-нибудь работает в регионах, – пусть едут на Кавказ. Там говорят 120%-ную правду. Но женщинам лучше не ездить – мы же помним крылатую фразу из знаменитого советского фильма «Кавказская пленница»: «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии».