Внутренняя эволюция в КНДР идет. Но очень медленно

Вчерашняя артиллерийская дуэль КНДР и Южной Кореи (см. статью на стр. 02) – не первая и, к сожалению, не последняя вооруженная заварушка между соседями. Только в этом году уже стреляли дважды – в январе и в августе. А в марте затонул южнокорейский корвет «Чхонан», атакованный, по мнению Южной Кореи, северокорейской подлодкой. В том районе проходит северная разграничительная линия, которую не признает КНДР. Южная Корея в последнее время занимает жесткую позицию по отношению к соседу и регулярно проводит здесь военные учения. Фон для стрельбы подходящий.

Конфликт несколько напугал рынки: азиатские фондовые индексы опустились на 1–2%, доллар дорожал. В сочетании с новостью о построенном с нуля заводе по обогащению урана в Йонбене, о котором на прошлой неделе рассказал посетивший его американский эксперт Зигфрид Хекер, эскалация напряженности между Кореями в принципе может стимулировать мировое сообщество к очередному раунду переговоров с Пхеньяном.

Мировое сообщество привыкло к такой тактике КНДР – спровоцировать локальный кризис, пойти на переговоры и добиться выделения гуманитарной помощи – и, может быть, слегка устало от этого. С другой стороны, поставлять Пхеньяну рис в любом случае дешевле, чем воевать. Просто бросить на произвол судьбы северокорейцев тоже нельзя, поскольку точных данных об их ядерной программе нет, насколько они блефуют, непонятно. И Пхеньяну война не нужна – его армия устарела, ресурсов мало, союзников вроде СССР и Китая, как это было в 1950-е гг., сейчас нет. Хоть с ядерным оружием, хоть без него это будет война на самоуничтожение.

Остается ждать внутриполитических изменений в КНДР. Некоторая эволюция взглядов там заметна. Но очень уж медленная. Ким Чен Ир уже не такой, как Ким Ир Сен. И Ким Чен Ын будет не таким, как Ким Чен Ир. В 2000-е гг. в Северной Корее, например, появились частные кафе и предприятия бытового обслуживания, возникли проекты совместных предприятий.

Но статус-кво во взаимоотношениях диктатуры и зомбированного идеологией населения находится на прежнем, очень ущербном уровне. Ждать изменений придется долго, а следовательно, Южной Корее и всему миру стоит быть готовыми к новым перестрелкам.