За дорогой газ заплатят россияне

Торговля в России газом по цене, обеспечивающей равную доходность с поставками в Европу, начнется в 2015 г., решило правительство.

Казалось бы, все к этому давно готовы: поэтапное повышение тарифов было обещано «Газпрому» еще пять лет назад. Тем не менее есть о чем задуматься.

Экспортные цены «Газпрома» привязаны к нефтяным котировкам. Чтобы выйти на равнодоходность при уровне нефтяных цен, например, в $90 за баррель, «Газпром» с 2012 по 2015 г. должен увеличивать стоимость газа на 20% ежегодно в рублевом эквиваленте. А как мы видим, цена на нефть уже уверенно перевалила за $100 и продолжает расти.

Федеральная служба по тарифам для определения равнодоходной цены разработала специальную формулу. Если бы она действовала сейчас, то цена газа для потребителей в Центральной России была бы вдвое больше нынешней – $170 за 1000 куб. м, а не $82, подсчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов.

Даже если тарифы будут повышаться всего на 15% в год, «Газпром» получит с внутреннего рынка дополнительные $25 млрд. В пользу этого решения у монополиста есть серьезный аргумент.

До сих пор «Газпром» опирался на разведанные и разработанные в советское время западносибирские месторождения. Благодаря этому издержки на добычу ограничивались текущими затратами, не требовали больших капвложений. Но эти месторождения истощились, и теперь компании нужно идти все дальше на север, затрачивая десятки миллиардов долларов.

Газ становится все более дорогим: в III квартале 2010 г. (последние опубликованные данные) средняя себестоимость добычи достигла рекордного уровня – 678 руб. за 1000 куб. м, увеличившись за 10 лет почти в 7 раз.

Но не только это раздувает расходы. По расчетам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, основанным на официальных публикациях «Газпрома», руководство концерна добавляет маржу посредников и подрядчиков, которая увеличивает стоимость газопроводов в 3–4 раза. И, обеспечивая «Газпрому» гарантированные дополнительные доходы с внутреннего рынка, правительство закрепляет нынешнее положение дел, поощряя рост себестоимости добычи и теплые отношения с подрядчиками. Положить этому конец может только отказ от регулирования цен и либерализация газового рынка.