Кому нужны рейтинги и кто на них влияет

Звонкое слово «рейтинг» закрепилось у нас как название одного из показателей, получаемых в результате опросов. Это доля жителей страны в возрасте 18 лет и старше, выбравших вариант «одобряю» при ответе на вопрос «одобряете или не одобряете деятельность такого-то на его посту?».

Мы не знаем, волнуют ли президента и премьера их рейтинги. И не всегда знаем, кого из публики занимает динамика этих показателей. Но интерес прессы хорошо виден. Наверное, он как-то отражает чувства и объектов, и субъектов этого измерения. Недавно пресса с энтузиазмом обсуждала тенденцию падения рейтингов. Кроме их снижения настораживало то, что привычное превосходство путинского рейтинга над медведевским сократилось до двух процентных пунктов. Можно было обратить внимание и еще на один показатель, о котором обычно говорят меньше. Это, так сказать, антирейтинг, доля говорящих «не одобряю». В марте среди мужчин так заявлял каждый третий, среди пенсионеров доля была еще выше.

Данные, собранные в конце апреля, показали, что в некоторых группах населения продолжается рост критических настроений. Росло неодобрение среди людей 25–34 лет относительно обеих фигур, среди лиц с высшим образованием – относительно президента, а среди беднейших слоев – относительно премьера.

В последнем случае рейтинг премьера оказался на минимуме и стал ниже президентского, а доля выражающих неодобрение достигла максимума в 43%. Но в целом понижательная тенденция остановилась, рейтинги подросли, и чуть увеличилась дистанция между ними. Теперь одобряют деятельность Медведева на посту президента 68%, деятельность Путина на посту премьера – 71%, доля неодобряющих соответственно 31% и 27%. Опрос показывает, что прирост одобрения имел место в основном среди женской части населения. В их отношении к Путину рост составил почти четыре процентных пункта, тогда как среди мужчин – менее одного.

И президент, и особенно премьер нравятся самой младшей части респондентов. Рейтинги в этой среде были и остаются на 5–9 процентных пунктов выше средних. Но они не изменились от марта к апрелю. Повышение в основном состоялось за счет прироста одобряющих в старшей части общества.

В той мере, в какой массовый опрос населения может отразить мнения руководящих работников, он показывает особо выраженный рост позитивных настроений в их среде. Там менее всего отказывающих первым лицам в одобрении. Руководители низшего и среднего звена уже не в первый раз демонстрируют свое особое понимание ситуации, выражая в отличие от всех больше одобрения президенту, чем премьеру.

Что привело к описанным переменам в рейтингах и каков прогноз, этот опрос не сообщает. Мы пока можем лишь констатировать, что повысилась доля тех, кто считает, что «дела идут в правильном направлении». В марте их было меньше, чем говорящих, что «страна движется по неверному пути», а в апреле стало снова больше (43% против 40%).