Почему МТС решила указать на политические риски

На днях компания МТС Владимира Евтушенкова в своей отчетности для американских инвесторов указала, что при реализации подписанного ею в марте в присутствии премьера Владимира Путина и министра связи Игоря Щеголева соглашения с Yota могут возникнуть политические риски, из-за которых МТС может оказаться вынужденой заключить контракт на неприемлемых для бизнеса условиях. В тот же день, когда этот факт был вынесен на полосы деловых газет, Щеголев, в обязанности которого входит и присмотр за СМИ, поспешил успокоить журналистов, сказав, что он позвонил Евтушенкову, и тот заверил министра, что это недоразумение. Сам Евтушенков предпочел благоразумно промолчать, и выступление министра оказалось очень похоже на самовозгорание головного убора.

 Нам еще предстоит узнать, кто же в самом деле стоит за Yota, кто из реальных собственников компании присутствовал на подписании соглашения в марте и каковы были их условия. МТС в этом смысле не сказала ничего нового, хотя Евтушенков наверняка знает ответ, но пока хранит молчание. Но меня обрадовал сам факт появления такой записи в отчетности.

 Я оптимист, хотя это далеко не всегда заметно. Так, каждый раз, видя как надувается очередной пузырь, я тут же начинаю ждать, что он скоро лопнет, и цены на активы рухнут. Может, несколько странно называть ожидание обвала цен «оптимизмом», но это именно так. Так врач ждет кризиса в болезни пациента, надеясь, что за ним последует выздоровление. Можно ли назвать врача, предсказывающего ухудшение самочувствия больного, пессимистом? Или обвинять его в нелюбви к больному, в том, что он «раскачивает лодку»?

 В последнее десятилетие мы наблюдаем за политическим пузырем, который надувается с помощью государственных СМИ и поддерживается с помощью тотальной коррупции и контроля за выборами. А любой пузырь - на рынке или в политике – плод предвзятого, искаженного взгляда на вещи, и потому для пузырей губительней всего здравомыслие. Пример такого здравомыслия наряду с какой-никакой, а демонстрацией независимой позиции частного бизнеса, и продемонстрировала МТС. В компании понимают, что в случае чего толпы маленьких «навальных» в США будут готовы порвать компанию на части в каждом из окружных судов. Знает и пытается подстелить соломку – «мы предупреждали». Возможно, бизнес наконец начинает признавать, что отношения с инвесторам должны быть долговечнее политических режимов?

 Это и позволяет надеяться, что силы и здравомыслие для борьбы с болезнью еще остались. Конечно, как оптимист, я жду кризиса. Какое-то время нас будет бить лихорадка, мы будем метаться по подушке и просить пить, но у нас есть шанс, что наутро мы проснемся осунувшиеся, бледные, но идущие на поправку.