Низкие доходы граждан вредят стране

Низко ценить свой труд вредно. Не только для самоуважения и семейного бюджета, но и для экономики в целом. К такому выводу все чаще приходят экономисты, доказывая, что не глобальный кризис стал причиной снижения зарплат, а наоборот – излишняя жадность работодателей привела мировую экономику к краху.

Для России этот вывод жизненно важен: доходы россиян сильно упали в кризис и с тех пор почти не растут. По итогам этого года рост реальных доходов населения едва дотянет до 1,5%, прогнозирует Минэкономразвития. Это будет исторический минимум – даже в кризисном 2009 году был рост на 2,1%. Но даже такой крайне осторожный прогноз может не сбыться: в мае, например, реальные доходы россиян снизились на 7% по сравнению с маем прошлого года, в апреле (в сравнении с прошлым апрелем) снижение было 3,8%.

Эти цифры могли бы быть еще меньше, если бы не государство с его социальными выплатами. Доля зарплат в совокупных доходах россиян составляет только около 60%. Остальное – это разные государственные пособия, пенсии, доходы от приусадебных участков и индивидуального предпринимательства. А государство в 2010–2011 гг. очень активно повышало пенсии, пособия и зарплаты бюджетников.

Как же низкие доходы граждан вредят стране?

Совокупный спрос в экономике равен сумме объемов потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных расходов. Хотя низкая зарплата в стране, возможно, и помогает увеличить объем ее экспорта (вспомним Китай и другие страны Юго-Восточной Азии) и в некоторой степени стимулирует инвестиции, но уровень потребления домашних хозяйств из-за этого снижается. Все дело тут в соотношении вреда и пользы: если уменьшение заработной платы сокращает объем внутреннего потребления в большей степени, чем увеличивает объем экспорта и инвестиций, это подрывает экономический рост.

Поэтому, хотя было много других факторов возникновения глобального кризиса 2007–2009 гг., в структурном отношении его корни лежат в падении совокупного спроса, т. е. в долгосрочном предшествующем падении доходов населения, доказала группа из 30 авторитетных экономистов во главе с профессором экономики Колумбийского университета Джозефом Стиглицем (Fitoussi, J.-P.; Stiglitz, J. The Ways Out of the Crisis and the Building of a More Cohesive World).

Проблем добавило и усиление неравенства, констатирует Международная организация труда в докладе «Заработная плата в мире в 2010–2011 гг.: политика в области заработной платы в период кризиса» (Global Wage Report 2010/2011). Из-за того что разрыв между богатыми и бедными в период перед кризисом быстро увеличивался, это еще больше снизило совокупный спрос в экономике: денежные средства от домашних хозяйств с низкими доходами и с высокой склонностью к расходованию перетекли к домашним хозяйствам с более высокими доходами, которые, как правило, расходуют меньше, а откладывают больше денег. Можно, конечно, наращивать потребление за счет долгов, но пример США говорит, что ни к чему хорошему это не приводит.

Тот факт, что сдерживание зарплат может привести к возникновению спирали, углубляющей рецессию (падение доходов – падение цен – новое падение доходов), отмечают и МВФ, и Конференция ООН по торговле и развитию.

Выбраться из этой спирали бывает очень нелегко. Япония в 1994–2004 гг. – наглядный пример полного бессилия кредитно-денежной политики в условиях снижения цен и заработной платы. Банк Японии перепробовал почти все, что было предложено экономическими экспертами, чтобы поднять экономику, но все это оказалось безрезультатным.

Для России это еще один аргумент в пользу пересмотра драконовских страховых взносов. Они загоняют работодателей в угол: повышать зарплаты и так трудно, а резкое усиление нагрузки на фонд оплаты труда окончательно подрывает возможности для роста трудовых доходов населения. На пособиях и пенсиях экономический рост не разгоняется.