Компания недели: "Яндекс"

В истории с появлением в результатах яндексовского поиска текстов и номеров sms-сообщений, бесплатно отправленных абонентам «Мегафона» с его сайта, от ответственности одинаково активно отказываются обе стороны. «Яндекс», конечно же, не виноват больше оператора во всей этой истории. Но содержимое sms в конечном счете стало известно всем именно благодаря его поиску, а не Google.

В первые же часы «Яндекс» в лучших традициях системных администраторов сообщил, что «проблемы на их стороне». В частности, на сайте «Мегафона» не оказалось файла, указывающего поисковым программам, какая часть сайта не должна появляться в результатах поиска, объяснил представитель поисковика. Но ситуация несколько сложнее. Возможно, файл в самом деле отсутствовал, но он является лишь рекомендацией и защищает не больше, чем надпись «не входить» на двери. Понимая это, «Мегафон» защищал информацию пользователей сайта, присваивая каждому отправленному sms случайный 16-значный буквенно-цифровой код, подобрать который крайне сложно. Код отображался в адресе страницы и до поры до времени, кроме браузера и базы данных «Мегафона», его никто не знал, в том числе и поисковый робот.

Но у «Яндекса» есть похвальная черта – он постоянно совершенствует механизмы поиска в стремлении в самом деле «найти все». Своим пользователям «Яндекс» предоставляет бесплатные программы – панель инструментов для браузера и счетчик посещений для сайта. Обе программы содержат в пользовательском соглашении (которое почти никто не читает) пункт, по которому они могут отсылать в «Яндекс» анонимную информацию об адресах посещаемых страниц. Видимо, через какую-то из них адрес страницы, содержащей текст sms, и попал к роботу, а остальное было делом техники.

Аналогичные программы есть и у конкурента «Яндекса» – компании Google. Интересно, что Google также проиндексировала часть этих «закрытых» страниц, но ни в результатах поиска, ни в его кэше (архив, в котором хранится предыдущая версия интернет-страницы) содержания sms и номеров абонентов не оказалось.

Конечно, сбой дала система защиты «Мегафона». Очевидно также, что «Яндекс» изощрял механизмы и способы поиска, не ведая того, что перешел границу приватности. Симптоматично и то, что бесплатные сервисы, как бесплатный сыр, завели пользователей в ловушку.