Владимир Милов: Вернуть избирательные блоки

Внесение Медведевым закона о возврате выборов губернаторов – крупнейшая политическая уступка со стороны власти, равно как и предложение фактически отменить запретительные барьеры по численности политических партий. Еще вчера невозможно было об этом подумать. Прямые выборы губернаторов – краеугольный камень российской политической системы, именно их отмена позволила Путину спокойно сохранить контроль над страной в 2007–2008 гг. Именно их категорически отказывались возвращать, несмотря на очевидное несогласие большинства россиян, по данным соцопросов.

Разумеется, нельзя обольщаться. Власть будет стремиться маневрировать, обеспечивая живучесть административной вертикали и при новых правилах и максимально осложняя участие независимых политических сил в выборах. Самовыдвиженцам на губернаторских выборах оставляют старый барьер в виде сбора подписей, а снижение минимальной численности партий до 500 членов создаст эффект кессонной болезни: регистрировать партии побегут все, кому не лень, это создаст хаос и толкотню. Эффективно бороться с этим можно, кстати, требуя отмены запрета на создание избирательных блоков – правящая партия уже заговорила и об этом, и это очень важно.

Но главное в другом: под давлением итогов парламентских выборов и последовавших протестов власть пошла на немыслимые до этого политические уступки. Лед тронулся.

Что это значит? Это значит, что давление на власть работает и надо додавливать дальше. Меня очень удивляют представители оппозиции и гражданские активисты, которые, невзирая на начавшиеся тектонические подвижки в политической системе, продолжают рассуждать, что «все равно все украдут», «все равно Путин на 12 лет», «все равно Чуров нарисует, сколько ему надо». И это при том, что полтора месяца назад Чуров уже не смог нарисовать минимум 15% из запланированного.

Напоминает приготовленных для заклания ягнят, перед которыми открыли загон, а они продолжают топтаться внутри и робко блеять.

Хватит блеять. Нельзя упустить мартовский шанс – если Путин возьмет реванш, добиваться дальнейших политических уступок от власти будет сложнее. А Путин уже обозначил свою стратегию: все, что произошло в декабре, – «реакция меньшинства», большинство по-прежнему его любит.

Ответ на этот вопрос может быть получен только 4 марта. Мы должны сделать все возможное – поддерживать независимых кандидатов, призывать людей идти на выборы, записываться наблюдателями на избирательные участки, – чтобы предотвратить кражу голосов. Выборы 4 декабря показали: это возможно, за это стоит бороться, значение имеет практически каждый голос.

Сейчас не время капризничать по поводу кандидатов и занимать гордую диссидентскую позицию бойкота. 4 марта – решающий день, который определит будущее российской политики на годы вперед.