От редакции: Путин принимает на работу

Владимир Путин на встрече с молодыми юристами, намеревающимися поработать наблюдателями на будущих выборах, пообещал кадровую революцию в случае своей победы. «Некоторые [из представителей оппозиции] хотят, чтобы они делегировали своих представителей в исполнительную власть. Я этого не исключаю», – заявил премьер. Конечно, можно только приветствовать сразу два шага вперед: к ротации бюрократии и диалогу с оппонентами.

Было в выступлении Путина и явное стремление поставить себя в центр политической жизни – и с Явлинским премьер обсуждает судьбы родины, и партию «Правое дело» помогал создавать. То есть, несмотря на прежние жесткие заявления в адрес безответственных оппозиционеров, Путин на самом деле видит себя их покровителем. Или хочет видеть. Или пытается перед выборами отправить им примирительное послание. Или создать иллюзию примирения. Или хочет показать, что никакие они не независимые политики, а зависимые от него игроки.

Спорить о толковании вчерашнего заявления Путина можно, но это будет спор о его тактике. Хочет ли он выглядеть более великодушным и прагматичным или хочет слегка смазать образ оппозиционеров, не так важно. Это игры, которые были актуальны в прошлом.

Путин очень консервативен в отношениях с сотрудниками, перестановок не любит – он об этом даже написал в свое время колонку. А зная его всегдашнюю готовность отделаться от большой проблемы мелкой уступкой, нетрудно предположить, что оппозиционерам он предложит должности второго ряда, обладатели которых не решают ключевых вопросов. Например, отдаст оппозиции по два-три министерских и губернаторских поста в не самых важных ведомствах и регионах. Судя по тому, что Путин вчера упомянул работающих почти восемь лет руководителя ФАС Игоря Артемьева и омбудсмена Владимира Лукина («Яблоко»), премьер скорее тяготеет именно к такому варианту. Но этот вариант больше работать не будет.

Сейчас очевидно, что доступ в правительство и госструктуры нужно открывать, причем делать это системно. Способен ли Путин на такой революционный шаг, трудно сказать. Но это его шанс. Появление сильных профессионалов в правительстве и на ключевых позициях в госструктурах может поддержать падающую легитимность политического режима.