Ксения Болецкая: Передача "Эха Москвы"

Радиоприемник кажется вещью из прошлого, частью советских кухонь. Сейчас в большинстве квартир от радиоточек остались разве что провода. Но именно радиостанция стала на этой неделе «для либеральной общественности» символом свободы и независимости современной прессы, буквально ее последним бастионом. Речь, конечно, об «Эхе Москвы».

Когда еще такая довольно рутинная корпоративная процедура, как выбор нового совета директоров в совсем небольшой частной компании (ее выручка в прошлом году составила около $10 млн), привлекала столько внимания?

«Эхо», без всяких сомнений, одна из самых влиятельных медиакомпаний не просто среди радиостанций, но и среди всех СМИ в стране. Она часто одиозна, субъективна, практически всегда язвительна, но у нее довольно большая и очень лояльная аудитория, с осени прошлого года «Эхо» уверенно удерживает позицию самой популярной радиостанции в Москве.

Новый совет директоров, который будет избран в марте, для «Эха» не просто формальность, впервые власть переходит в руки контролирующего акционера компании – «Газпром-медиа». Прежде у холдинга было только четыре из девяти мест в совете, с марта станет пять. И если раньше кандидатуры обоих независимых директоров предлагались редакцией «Эха» и ее менеджментом, то теперь только одного. Так что «Газпром-медиа» получит явный перевес голосов и может (теоретически) сделать с радиостанцией все самое страшное, даже уволить главного редактора Алексея Венедиктова.

В общем, галактика, т. е., простите, свобода слова, в опасности.

Сам Венедиктов объяснил попытки усилить контроль над радиостанцией политическим давлением и недовольством чиновников редакционной политикой «Эха». И эту версию радостно подхватили. К тому же повод для нее есть: все помнят обвинения в «поливании поносом», высказанные недавно Владимиром Путиным.

Правда, Венедиктов уже довольно долго сосуществует с российскими властями, его приглашают на все встречи СМИ с Путиным, он знает правила игры. Он предлагал премьеру и президенту Дмитрию Медведеву ввести в совет директоров «Эха» их представителей. Правда, Медведев на этот план не согласился.

Увольнение Венедиктову не грозит, уверяют представители «Газпром-медиа» и чиновник администрации президента. Выходит, и вмешиваться в редакционную политику «Эха» у акционера особо не получится. Но скандалу это не мешает. В пылу антипутинских страстей любая «корпоративная процедура» в СМИ порождает подозрения в удушении демократии.