Анфиса Воронина: Новый прорыв Тарико

Рустам Тарико умеет пользоваться случаем. Однажды он признался, что 2009 год был для его водки «Русский стандарт» «годом прорыва». В 2007-м компания начала инвестировать в продвижение за границей, но «успехи были весьма скромными». И вот в 2009 г. гигант Pernod Ricard расстается с дистрибуцией знаменитой «Столичной» и одновременно за $9 млрд покупает шведскую Absolut, нагружая свой баланс долгами. Тарико, по его словам, получил тогда двойной выигрыш: водка его выстрелила на всех рынках – теперь за границей продается больше половины всего «Русского стандарта».

В прошлом году Тарико представился случай совершить новый прорыв: бедствие терпела польская Central European Distribution Corporation (CEDC) – на дно ее тянули в том числе и долги, в которые пришлось влезть, чтобы закрепиться в России (поляки купили «Русский алкоголь», Parliament Group и дистрибутора Whitehall). Тарико собрал на открытом рынке 9,9% стремительно подешевевшей CEDC и уже через месяц предложил компании решить проблемы с долгами в обмен на увеличение своей доли. Акционеры CEDC согласились далеко не сразу – официальный дедлайн давно прошел, а те все повторяли, что изучают предложение. Но терпение Тарико, как стало ясно на этой неделе, вознаграждено: он получил не только возможность довести долю в CEDC до 28% (в результате многоступенчатой сделки, которая обойдется «Русскому стандарту» в $100 млн) и стать крупнейшим акционером компании, но и преимущественное право купить до четверти пакета ее президента Уильяма Кэри (у него сейчас 5,6% CEDC). Заключив с CEDC стратегическое партнерство, Тарико получает не только доступ в новый для себя сегмент бизнеса в России (CEDC работает в более дешевом сегменте, чем до сих пор работал «Русский стандарт»), но и возможность совершить прорыв со своей водкой в Европе и США – там у CEDC сильная дистрибуция.

Тарико не впервой возглавлять революции: он привез в Россию Martini и «киндер-сюрпризы» и фактически создал индустрию потребительского кредитования – где без всего этого был бы российский консюмеризм сегодня? Посмотрим, получится ли у него совершить революцию на более традиционном для россиян рынке, правила игры на котором написаны задолго до прихода Тарико.