От редакции: Сюрреалист у власти

Мы живем в сюрреалистическом мире!» – воскликнул вчера Дмитрий Медведев по поводу тех, кто посчитал утрату «Единой Россией» конституционного большинства в Думе поражением. Ведь партия сохранила простое большинство и, значит, все равно победила. Но надо отдать должное и президенту: он деятельно участвует в смешении сна и реальности.

Указами президента накануне завершения срока его правления будут награждены орденами такие видные деятели государственного управления, как вице-премьер Виктор Зубков, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, вице-премьер Владислав Сурков, заместители главы администрации президента Вячеслав Володин и Александр Беглов и др.

Вероятно, аппаратный этикет предполагает раздачу наград в конце цикла ротаций. При этом в администрации президента не припомнят такого массового награждения орденами сотрудников. Кроме того, в отношении некоторых представленных к орденам деятелей и их способности исполнять должностные обязанности в обществе сложился негативный консенсус. Прежде всего это касается Нургалиева и проведенной им якобы реформы МВД. Ни один из резонансных скандалов, ни один из громких терактов не привел к отставке этого министра. Теперь он получит от президента очередной орден. В полном соответствии с принципами сюрреализма.

Логику в таких награждениях можно найти, только если считать, что Нургалиева или Суркова награждают в пику общественному мнению, стараясь показать, что общественного мнения нет. Точнее, чтобы показать, что серьезные люди – президенты – не реагируют на выкрики откуда-то снизу. Так было не раз. Владимир Путин в 2005 г. награждал судей, участвовавших в деле ЮКОСа, а в 2008 г. – сотрудников ЦИК за хорошо проведенные выборы. Сотрудники МВД, замешанные в деле Сергея Магнитского, после его смерти были награждены почетными знаками, некоторые пошли на повышение. Сразу после опубликования Алексеем Навальным отчета о хищениях в «Транснефти» правительство объявило этой компании благодарность за завершение строительства трубопровода до китайской границы. После того как Михаил Прохоров обвинил Суркова в политическом рейдерстве и назвал его «кукловодом», чиновнику была вручена медаль Столыпина. По этой логике режиссер мог бы выдавать премии тем артистам, в которых летят самые крупные помидоры.

Главное – никаких уступок зрителям. И действительно, если граждане только зрители, то о каких уступках может идти речь? Художник волен творить так, как считает нужным.

Награждение или наказание подчиненных – важнейшие инструменты стимулирования для любого руководителя. Очевидно, что наказания применяются за неисполнение общепринятых правил и норм или неисполнение должностных обязанностей. Поощряются, как правило, хорошие результаты. Стимулы эффективны тогда, когда существуют всем известные правила поведения и оценки результатов. Стимулы не работают, если правила поведения и оценки результатов применяются выборочно, по непрозрачным мотивам.

В случае если руководитель – президент страны, эти правила публичны, ведь они – часть общественного договора, а за исполнение должностных обязанностей госчиновниками общество платит налогами. В случае президента России стимулирование перевернуто с ног на голову. Глядя на произведенные поощрения и отсутствующие наказания, мы вправе ожидать продолжения пыток в отделениях полиции и сизо, крупных аварий на транспорте, терактов – и наоборот: мы не вправе ожидать честных выборов и искоренения коррупции.

Но опять же во всем этом можно найти логику, если предположить, что отношения президента с обществом – это отношения художника-сюрреалиста с неотесанной, отсталой публикой. В знаменитом фильме Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» герои называли туалет столовой, а столовую – туалетом. Наверное, так и должно быть, мастеру виднее. И да: Нургалиев – герой отечества и хороший руководитель.