От редакции: Брожение ЕР

Из «Единой России», которая теперь, по плану Дмитрия Медведева, должна стать самой демократической партией в России, стали выходить представители региональных элит.

Восемь депутатов Волгоградской городской думы вышли из фракции «Единая Россия» в знак несогласия с региональным руководством партии. Тоже в Волгоградской, но областной думе вышел из фракции партии власти депутат Андрей Химичев. Известный в Иркутске депутат городской думы Олег Геевский покинул «Единую Россию» после того, как она не смогла предложить на пост губернатора ни одного партийного кандидата. В Нижнем Новгороде из «Единой России» в «Альянс зеленых» перешел замсекретаря городского политсовета партии Михаил Барковский, почти десять лет бывший единороссом: по мнению Барковского, партия «перестала в полной мере выполнять свою основную функцию – защищать интересы народа». И. о. мэра городка Большой Камень в Приморском крае Алексей Клецкин вышел из «Единой России» в знак протеста против ужесточения закона о митингах, о чем и написал в своем блоге.

Выходили из партии власти и раньше, однако эти случаи не получали такого внимания СМИ, а главное – такой публичной политической аргументации. В большинстве ситуаций покидающие партию не заявляют о переходе в жесткую оппозицию, но они недовольны работой местных отделений «Единой России». Забавно, что в некоторых ситуациях местных единороссов возмутило срочное назначение центром новых губернаторов не из членов партии власти – как в Иркутске (к слову, вышедшую из партии еще в апреле Любовь Слиску возмутило предложение на пост губернатора Смоленской области представителя ЛДПР).

Главный мотив вступления в ЕР – возможность карьерного роста – является и ее главной проблемой. Тут как в финансовой пирамиде – первым везет, но чем больше становится членов, тем бессмысленнее и убыточнее становится членство. К тому же ЕР крайне непопулярна: ее результаты на выборах падают, обвинения в фальсификациях продолжаются. Партия вызывает откровенную ненависть всего спектра участников общественного протеста.

На этом фоне у ЕР должны быть очень четкие перспективы, чтобы удерживать людей, а перспективы размыты. Непонятно, что хочет делать центральная власть с народным фронтом, зачем проведена замена одного лидера на другого и т. д. В этой ситуации эффективнее становятся отрицательные сигналы: победа на выборах мэра Ярославля Евгения Урлашова, незадолго до этого со скандалом вышедшего из «Единой России», показывает региональным элитам, что выход из партии власти порой важнее для получения власти, чем годы, проведенные в оппозиции.