Филипп Стеркин: Зачем госкомпаниям инновации

Замминистра экономического развития Олег Фомичев считает, что государству пора расстаться с ролью главного инвестора в инновации и передать ее госкомпаниям. С первой частью его мысли сложно спорить, со второй – согласиться. Выходит, чиновники все еще верят, что именно госкомпании будут «точками роста», а никак не частный бизнес. И не верят, что в России появится среда, в которой станет выгодно внедрять инновации. Стимулировать конкуренцию, снижать роль государства и госкомпаний в экономике, создавать для всех равные условия и стимулы для инноваций, развивать образование сложнее, чем публично потребовать от госкомпаний принять очередные программы развития всего на свете (а именно так и выглядят их программы инноваций).

4,2 трлн руб. обещают потратить 48 госкомпаний до 2020 г. Основные инвесторы – «Газпром» и РЖД (88%). Это примерно треть федерального бюджета 2012 г. и 6% всей российской экономики в этом году. Правда, к 2020 г. ситуация может сильно измениться. «До 2030 г.? Конечно, согласуем, ни нас, ни их уже тут не будет» – так один чиновник отреагировал однажды на проект очередной многотриллионной ФЦП. В тот же день он завернул просьбу на несколько миллиардов по конкретному и довольно актуальному для бизнеса проекту «здесь и сейчас». Вряд ли алгоритм действий менеджеров госкомпаний сильно отличается. Потребовали от них программы – написали, отвечать креслами за их реализацию не придется. Да и к тому же чем измерить эффективность программ? Степенью освоения денег? Нет сомнения, что бюджеты будут освоены, а отчеты переданы правительству. Отчитываться о выполнении совершенно неконкретных программ несложно. И если сейчас инновационность госкомпаний будет оцениваться по размеру программ, то в будущем – по количеству потраченных денег. Пусть даже в них включены все проекты подряд, например по капстроительству.

Между тем небольшие фирмы в провинции подчас эффективнее и активнее внедряют инновационные продукты, чем государственные гиганты. Они заинтересованы в этих инвестициях, а госменеджеры – в выполнении приказа и похвале от правительства. Многие из них живут на госзаказ, который будет в любом случае, независимо от качества продукта. Так что зависимость от инноваций им очень трудно почувствовать. А потому даже при такой замене основного игрока на инновационном поле игра более живой не станет.